Найти тему

Россияне в два раза реже стали ездить в Европу на машинах

По данным ФСБ РФ за третий квартал 2023 года, количество поездок россиян на автомобилях в страны Европы уменьшилось на 45%, до 378 800. В июле-сентябре 2022-го таких передвижений зафиксировано 684,4 тыс., то есть в 1,8 раз больше.

Активнее всего россияне ездили в Финляндию, зафиксировано более 200 000 пересечений границы, но это на 53% меньше, чем в третьем квартале 2022 года. РБК
уточняет, что на втором месте по количеству была Польша – 61,7 тыс. поездок, и это на 35% больше, чем в прошлом году (45,7 тыс.). В Норвегии тоже отмечен рост – на 23%, с 8,4 тыс. до 10,3 тыс. По всем остальным странам наблюдается резкое снижение. В Эстонии зарегистрировано в третьем квартале 2022-го более 100 тысяч поездок, за такой же период нынешнего года – 58,61 тыс. (-55%). В Литву поездок стало меньше на 32%, с 42 тысяч до 28, в Латвию – на 34%, с 29,33 тыс. до 19,36 тыс.

Фото: РБК

Напомним, Германия с мая 2023 года начала конфискацию российских автомобилей, еще несколько стран запретили въезд на машинах с регистрацией и номерами РФ в сентябре. Латвия ввела ограничение с 12 сентября, Эстония – с 13-го. Финляндия закрыла границу для машин вместимостью более 10 мест с 16 сентября, Польша не пускает никакие виды российского транспорта с 17-го. Норвегия присоединилась к этому запрету, соответствующему поправкам регламента ЕС, в октябре. Также определены сроки, в течение которых автомобили из РФ, уже находящиеся на территории стран Европы, должны их покинуть, обычно речь идет о нескольких месяцах. Предлагается и альтернативный вариант – в виде перерегистрации.

Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин отметил, что поездки в Европу через сухопутные границы чаще всего совершают граждане России, которые постоянно проживают в одной из европейских стран и у которых есть вид на жительство или гражданство подобных государств. В связи с этим поток хоть и снизился, но не прекратился совсем даже после запрета.

В январе-июне 2023 года, когда риск конфискации наблюдался только в Германии, зарегистрировано 579 000 поездок, на 0,44% больше, чем в 2022-м. По увеличению лидировала Норвегия – в 2,5 раза, до 19,7 тыс. Показатели по Польше увеличились на 44%, до 67,9 тыс, по Финляндии – на 14%, до 305,7 тыс. Число пересечений границы с Эстонией сократилось на 36%, до 107,8 тысяч, по Латвии тоже отмечалось снижение – на 21%, до 28,8 тыс. В Литву россияне в первом полугодии ездили на 3% реже (48,9).

На этом процесс не остановился, теперь идет закрытие КПП. Например, в Ивангороде с 1 февраля 2024 года
перестанут пускать транспорт из РФ в Эстонию, границу можно будет пересечь только пешком. Соответствующее распоряжение уже подписано премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Автобусы могут поехать из Таллина в Петербург и обратно через Лухамаа (Шумилкино – в Псковской области), но это удлинит маршрут почти вдвое, с 360 км до 640. Как будет работать пункт пропуска в Нарве, пока не сообщается. В Эстонии планируют полностью закрыть погранпереход «Койдула» («Куничина гора», Псковская область) со следующего года, объясняя это резким сокращением трафика. Минфин Эстонии в августе уже поддержал эту меру.

Эксперты отмечают, что ограничения еще более значительно понизят количество поездок россиян в Европу на автомобилях. Впрочем, популярность набирают комбинированные путешествия, когда гражданин РФ доезжает до границы на одном автомобиле, переходит КПП пешком, а далее отправляется уже на машине из ЕС.