Это все бессознательные воспоминания, способности и навыки. Благодаря имплицитной памяти вы помните, как именно пользоваться карандашом, водить машину, ездить на велосипеде.
Этот тип памяти предположительно хранится в стриатуме (полосатом теле) и других частях базальных ганглиев. Также задействуются мозжечок, который участвует в выполнении движений, и лимбическая система.
4 вида недекларативной памяти:
📍процедурная
📍ассоциативная
📍неассоциативная
📍прайминг
Процедурная память работает на бессознательном уровне и ответственна за двигательные навыки, необходимые для решения разных двигательных и интеллектуальных задач. Развитие этих способностей происходит через систематическое повторение сложной деятельности, когда в результате опыта или практики меняется поведение.
Ассоциативная память относится к хранению и извлечению информации через ассоциацию с другой информацией. Приобретается через классическую и оперантную обусловленности. Классическое обусловливание — это ассоциативное обучение между стимулами и поведением. Оперантное обусловливание — это форма обучения, при которой новое поведение развивается с точки зрения его последствий. Яркий пример — собака Павлова, которая выделяла слюну, услышав звук звонка.
Неассоциативная память формируется в результате многократного воздействия изолированного стимула и выражается в одном из двух процессах: сенсибилизации или привыкания.
Сенсибилизация усиливает реакцию на раздражитель. Самый простой пример — аллергия, когда повышается чувствительность к обычно безвредным стимулам.
Привыкание связано со снижением реакции на многократно воздействующий стимул. Так, человек, живущий рядом с железной дорогой, вскоре перестает реагировать на шум проходящих поездов, хотя вначале они его раздражают и мешают спать.
Мы привыкаем к тиканью часов, шуму текущей воды, рекламным щитам и вывескам. Эти раздражители перестают доходить до нашего сознания. Воспринимая эти раздражители как вполне обыденное явление, мы игнорируем их.
Прайминг — это эффект, при котором воздействие определенных стимулов влияет на реакцию на стимулы, представленные потом.
Например, семантический прайминг:
если вы дадите человеку список слов, содержащий слово «ball» (шар), а затем попросите принять участие в задании по составлению слов, он с большей вероятностью ответит словом «ball» на представление слова «bowl» (чашка), чем если бы он ранее не видел его в исходном списке. То есть способность к праймингу может влиять на выбор конкретного слова в тесте для составления слов даже после того, как сознательное воспоминание слов было забыто.
Еще больше научной информации по психиатрии и психологии в нашем Телеграм канале.