" Господи, да когда же ты перестанет чавкать!"
Хотелось заткнуть уши, ударить кулаком по столу, вылить, наконец, этот злополучный суп мужу на лысину.
Как же он бесил Раису! До дрожи в руках, до тахикардии. Бесили занудство, скупость, бесила манера все дела откладывать на потом.
Это "потом" могло и не наступить, плавали, знаем. Поэтому все важные семейные вопросы решала сама. Не баба - атаман в юбке. Была такой с детства, верховодила дворовыми мальчишками. Даже дралась, бывало.
А по виду и не скажешь: тоненькая, хрупкая, русые пушистые волосы до середины спины, густо- серые глаза вполлица. Мужики до сих пор заглядывались. Да и любовник имелся, чего уж там. Муж предпочитал и здесь особенно не утруждаться. " Как- нибудь само рассосётся" - это был его жизненный девиз лет так уж пятнадцать.
Раиса вовсе не желала, чтобы личная жизнь " рассасывалась". Так что получите, что заслужили, рога обыкновенные, один комплект.
Муж, Саша, закашлялся. Раиса нахмурилась. Всё, теперь дома лазарет. Дайте то, подайте это, сделайте наоборот. Танцы с бубнами. Сама все простуды переносила на ногах.
Даже ковидом болела дома. Нет, Саша честно ходил в магазин и в аптеку. И на этом всё. Уборка, стирка готовка камнем на шее повисли на Раисе. От кашля иногда рвало, но обморочным привидением ползала по дому, готовила, убиралась по мере сил.
Бардака не любила. Да и её звериное семейство - три кошки и три собаки, особо расслабляться не давало. Вот за это спасибо мужу. Не каждый сможет и захочет терпеть зверинец в доме. А Раиса была всегда в ответе за того, кого приручила. В том числе и за Сашку.
Работала в " Службе одного окна", и чем дольше вкладывала, тем больше любила животных и тихо сатанела от людей.
Волонтерила давно. Обе дочки вместе с мамой спасали котят и щенят, мыли, кормили, выхаживали, пристраивали в добрые руки. Раиса многим собакенам и котам помогла найти настоящую семью.
Только себе не смогла. Замуж вышла с ходу, с лёту, от нестерпимой обиды и боли. Думала, станет легче. Не стало.
До сих пор скучала по нему, по Георгию. Такой улыбки больше не видела никогда и не у кого: человек улыбался так искренне, так открыто, сутью, душой всем собою.
Любила его без памяти. И он её. А ещё любил небо. А какой летчик не любит это ощущение дикой свободы, манящее, дразнящие и чуть пугающее. Победишь этот страх - небо твоё навсегда.
Раиса тоже хотела быть его , навсегда. Во всех смыслах. Целовались бешено, до трясущихся коленок и звёздочек в глазах. А дальше - стоп. Это сейчас всё просто, а лет тридцать назад до свадьбы - ни- ни.
Но, как оказалось, не для всех. Пришла к нему в новом платье, лёгкие пушистые волосы, которые Георгий так любил, распущены по плечам, ресницы накрашены, отчего огромные глаза мерцали чуть диковатым обсидиановым блеском.
Нажала на кнопку звонка...
Георгий был не один. Блондинка, чем- то похожая на Раису с весёлым похабством улыбалась из- за его плеча.
- Рая! - в голосе вина и растерянность
- Вижу, занят, мешать не буду!
Обратно бежала, не разбирая дороги. У подъезда налетела на Сашку. Давно за ней таскался. Но какой тут может быть Сашка, когда у неё такая любовь. А он носил чахлые гвоздики, что- то бубнил про замужество. Скучно.
- Рая, привет!
- Ну, кто- то что- то там про замуж говорил?
- Ну,да - Саша замялся.
- Так давай свой " замуж" сюда!
Вытаращил глаза, сграбастал в охапку, закружил...
Так в 18 лет Рая вышла замуж.
С Георгием увиделась лишь раз. Он жадным взглядом окинул нежное лицо, светлые волосы и зашатался, как от удара, увидев тяжёлый, выпирающий живот: Рая ждала ребенка. А в глазах была такая мука! Поздно. Всё поздно. За ошибки и слабости надо платить.
Георгий погиб через два года. Какая- то авария. Он помог спастись второму пилоту, а сам не успел.. Но Раиса знала: не захотел спасаться. Из- за неё.
Ох, что- то воспоминания накатили. Это старость, уж полтинник скоро. Муж доел злополучный суп, довольно откинулся на спинку стула. Закашлялся. Раиса нахмурилась. Уж больно затянулась мужнина простуда. Страшная догадка мелькнула в голове..
А Саша вдруг посинел, в горле и груди что- то забулькало..
Быстро вызвала скорую. Усадила мужа на пол,у стены, подоткнула под спину подушку.
Оказывается ,двадцать лет могут уместиться в десять минут.
Раиса вспоминала их с Сашей свадьбу. Не верил, что это не во сне. Рождение дочек: муж оба раза радовался, как ребенок. Совместные пикники на Волге. Блинчики, которые жарил по утрам на всю семью. Всю жизнь, в которой нашлось место и теплым моментам. Вспоминала и шептала:" Только дыши! Только не оставляй меня одну! Живи, черт тебя побери!"
Скорая успела вовремя. У Саши, как и предполагала Раиса, оказался ковид. Поправлялся долго и тяжело. Бурчал, занудствовал и капризничал.
А Рая только улыбалась: живой. А это главное.