Мама казалась мне самой красивой и самой умной на свете. Как и когда я стала бояться ее и, любя, одновременно ненавидеть?
...Мы переехали в новую квартиру: мама, папа, я и бабушка. Мне шесть лет. Какое счастье: теперь у меня будет своя комната и много новых друзей!
С Аней мы познакомились через несколько дней после новоселья. Я вышла во двор с новой куклой в руках. На детской площадке на качелях сидела худенькая девочка с косичками.
– Здравствуй, меня Аля зовут, – улыбнулась я и протянула ей куклу
– Какая красивая, – сказала девочка. – А я – Аня. Дашь поиграть?
– Конечно, – кивнула я и тут же предложила: – Давай дружить.
С тех пор мы играли вместе– в куклы, классики, резиночки. У Ани не было таких игрушек и платьев, как у меня. Когда я выносила во двор шоколадные конфеты, она жадно хватала угощение и тут же съедала. Я не задумывалась, почему так происходит, пока однажды мама категорично мне не объявила:
– Чтоб с Аней рядом я тебя больше не видела, ясно? Еще раз увижу – накажу.
– Почему? – удивилась я.
– Такая славная девочка, – вставила бабушка. – Что это ты, Алла, удумала?
– Алине уже пора знать, что она – девочка из приличной семьи. А у этой Ани мать – дворничиха, отец – алкаш. Чему она может научить мою дочь?
Я горько заплакала. Выходит, мы богатые – и это хорошо, а семья Ани бедная – и это плохо?
Моя мама работала директором торгового центра. Она властная женщина – привыкла командовать и на работе, и дома. Но в раннем детстве я этого не замечала – считала, что так и должно быть. У папы тоже была ответственная работа – главный инженер на заводе. А дома – типичный подкаблучник.
– И вообще пора заняться Алинкиным образованием, – сказала тогда мама.
– Не плачь, Алечка, – шепнула бабушка, когда мама, закончив нравоучение, ушла в душ. – Будешь играть с Анютой, пока мама на работе. Я разрешаю.
– Нет, – вздохнула я. – Ты все-таки только бабушка. А мама – она главнее. Ее надо слушаться.
Мама сдержала свое слово. Вскоре мне купили пианино, потом наняли репетитора по английскому и записали в бассейн. Отныне на прогулки во дворе просто не хватало времени. Занятия в музыкалке я возненавидела сразу. Но каждый вечер, возвращаясь с работы, мама заставляла играть гаммы. Я плакала, сопротивлялась – бесполезно. Она была непреклонна.
Однажды я пожаловалась, что устала и хочу отдохнуть. Тогда мама отвесила мне подзатыльник – впервые в жизни.
-Я выбью из тебя эту дурь! – крикнула она. – Для твоего же блага стараюсь!
Тогда впервые я подумала: «Мама меня не любит».
Однажды я столкнулась с Аней.
– Ты почему гулять не выходишь? – спросила она. – Я по тебе соскучилась.
– Не пускают, – вздохнула я.
– А... ну ладно! Я все равно уже с Динкой подружилась из первого подъезда.
Дома я расплакалась. От ревности. Ужасно обидно из окна наблюдать, как моя подружка играет с другими детьми. Я стала ей не нужна...
Потом была школа. Мама жестко контролировала учебу. За плохие оценки наказывала: лишала сладкого, мультиков и даже ставила в угол.
Как-то вечером я нечаянно подслушала ее разговор с бабушкой на кухне:
– Не знаю, что из нее вырастет! – вздохнула мама. – Пока что настоящий гадкий утенок, и превратится ли в лебедя, не знаю. И в кого уродилась?
– Ох, Алла, – вздохнула бабушка, – смотрю на тебя и тоже диву даюсь: в кого ж ты-то такая жестокая? Как относишься к единственной дочери? Издеваешься, детства лишаешь...
– Но ты же прекрасно знаешь: я не хотела так рано заводить ребенка! – раздраженно бросила мама. – Если бы не залетела, то и замуж не вышла бы.
Я тогда не знала, что означает слово «залетела», но интуитивно поняла: мама меня не хотела.
Училась я хорошо. Хотелось, чтобы мама гордилась мной и хоть раз похвалила. Однако она никогда этого не делала. Были у меня проблемы и в общении с ровесниками.
Однажды осмелилась предложить дружбу девочке Ире, с которой сидела за одной партой. Та согласилась. Домой в тот день я возвращалась окрыленная. Вечером поделилась с мамой:
– А у меня появилась новая подружка. Можно ее завтра в гости пригласить?
– Еще чего! – воскликнула мама. – Чужой человек в доме! Еще что-нибудь стащит. Ты лучше об учебе думай! Тогда пришла в голову мысль: «Ну да... К маме тоже никто в гости не приходит. У нее совсем нет подруг».
Шли годы. Я росла, словно в золотой клетке. Меня одевали-обували, кормили, но... Не позволяли слушать современную музыку, не пускали на дни рождения одноклассников. Моей единственной подружкой была бабушка. Она действительно меня любила, защищала от материных нападок.
– Терпи, внученька, – учила она. – Даже в Священном писании сказано: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Вырастешь, вылетишь из родного гнезда и будешь жить, как захочешь.
Как-то раз я подобрала на улице брошенного щенка. Он был совсем беспомощным и таким трогательным. Принесла его домой. Мы с бабушкой напоили его молоком. Я нашла пустую коробку, постелила в нее пеленку и уложила туда щенка. Но пришла мама и велела немедленно вышвырнуть песика. Ни мои слезы, ни бабушкины уговоры не помогли.
– Надо любить людей, а не собак! – отрезала она. – Собаки не помогут поступить в университет. Учись!
Прошло еще несколько лет. Я готовилась поступать в мединститут – так решила мама.
Однажды возвращалась домой от репетитора. Шла через безлюдный сквер. Уже смеркалось. Неожиданно сзади меня подхватили под руки двое незнакомцев.
– Эй, красотка, развлечься не хочешь? Мы к твоим услугам, – заржали они.
– Пустите меня! – закричала я.
– Да чего ты, цыпочка, это не страшно. Тебе понравится, вот увидишь! – один из них цепко держал меня за руку, другой отобрал сумочку Спасение пришло неожиданно.
– А ну, шпана, оставили ее в покое! Это моя девушка! – раздалось за спиной.
Откуда он взялся, этот парень, я не заметила. Но хулиганы оставили меня в покое.
– Испугалась? – улыбнулся спаситель. – Пойдем, я тебя провожу.
Вот так я встретила свою судьбу. Мы с Игорем стали встречаться. Он работал автослесарем.
– Кто он? – спросила мама, когда я сообщила, что у меня появился любимый. – Хоть из приличной семьи?
– Он... – я замялась. – Он автослесарь.
– Только через мой труп, ясно? – отрезала мама. – Этого нам еще не хватало!
Но мы уже не могли жить друг без друга. А за пару месяцев до вступительных экзаменов, я поняла, что беременна.
Игорь был в восторге, а меня обуревали смешанные чувства. Как быть с поступлением? Как сказать маме? Дома поднялась настоящая буря.
– Ты опозорила нашу семью! – вопила мать. – Или аборт, или вон из дома!
– Что делать? – плакала я на бабулиной груди. – Кажется, я ее ненавижу! И тогда бабушка поведала мне притчу:
– Жил-был мудрец. Он знал всё на свете. Один из его учеников задумал проверить, действительно ли мудрец знает ответы на все вопросы. Он поймал бабочку, спрятал в ладонях и решил спросить у мудреца, какая бабочка у него в руках: мертвая или живая. Если тот скажет, что мертвая, он выпустит бабочку. А если ответит – живая, то крепко сожмет ладони и погубит ее. Когда ученик задал вопрос мудрецу, тот улыбнулся и ответил: «Всё в твоих руках».
Делай то, что подсказывает тебе сердце, внучка. Всё в твоих руках.
На следующий день я переехала к Игорю. Его родители приняли меня как родную. Через два месяца мы сыграли свадьбу. Из моих близких были только папа и бабушка. Мама не пришла.
Ну что ж, может, когда-нибудь она поймет, что неправа...