Военные действия
До периода Воюющих княжеств (1490-1600 гг.) военные действия в Японии носили преимущественно конный характер. Конные воины - буси - представляли собой воинское сословие и были вооружены в основном луком (юми) и длинным мечом (тати). Хотя буси были особенно хорошо обучены конному использованию лука и меча, они также должны были владеть копьём и алебардой (яри и нагамаки или нагината). Однако для конного боя эти виды оружия были второстепенными. Хотя яри использовалось в конном бою, часто останавливая противника, вооруженного более коротким оружием, в ближнем бою им было трудно орудовать. В результате от яри часто отказывались в ходе ближнего боя. Нагамаки и нагината - как преимущественно рубящее оружие - были ещё более сложны в использовании при верховой езде. На полях сражений того периода копьё и алебарда использовались преимущественно в пешем строю, в основном пешими асигару, не принадлежавшими к буси.
Как правило, асигару были плохо обученными или вообще необученными призывниками, обычно из крестьян, которых военачальники набирали для пополнения рядов. Плохо обученные фехтованию, в лучшем случае они были вооружены древковым оружием - копьём и алебардой - для борьбы с себе подобными, а также с хорошо обученными и конными буси. В более поздние периоды некоторые асигару были вооружены огнестрельным оружием, которое давало им возможность реально побеждать своих более подготовленных боевых начальников.
Сэнгоку дзидай (период Воюющих княжеств) был бурной эпохой войн, начавшейся в конце периода Асикага (1336-1573 гг.). В военном отношении это был активный и социально разрушительный период. В эту эпоху всё большее значение приобретали крупные армии, что повышало спрос на обученную пехоту, умело владеющую копьями и алебардами, а со временем и тактически более совершенным огнестрельным оружием.
Из-за большего значения, придаваемого войне без конницы, всё большее число буси также сражались пешими. В руках обученного буси копьё вышло на первый план как одно из самых смертоносных видов оружия на поле боя.
Раны, нанесенные копьём, особенно сокрушительными, так как патологические повреждения, вызванные ударом, чаще всего оказываются смертельными, чем парез или разрыв. Для получения смертельной раны достаточно нанести колющий удар в туловище на 7-10 сантиметров. Колюще-режущее оружие часто не проникает достаточно глубоко, в то время как колющее оружие достигает этого более эффективно. Хотя копьё, пожалуй, более смертоносное оружие, чем меч, из-за своей длины и веса оно требует большой силы и выносливости для грамотного владения. Тем не менее, на поле боя господствовало яри. Если нихонто (японский меч) считается «душой» японского воина, то яри, пожалуй, следует считать королевой поля боя.
Яри-дзюцу (со-дзюцу)
Японские буси разработали большое разнообразие яри в зависимости от формы острия, а также длины и формы древка. Соответственно, со временем сформировалось большое количество систем и традиций копья.
Распространенная форма яри известна как су-яри («простое копье»), или тёку-яри, («прямое копье»). Разновидностями являются каги-яри (копье с крюком), дзюмондзи-яри (копье в форме креста), макура-яри («подушечное копьё») и др. Каждому типу соответствует своя система использования, использующая его особенности. Помимо морфологии, требования боя и особенности самих копьеносцев привели к появлению большого количества видов копейных искусств – со-дзюцу1.
Одним из наиболее интересных и смертоносных видов яри является куда-яри, или «копьё с трубкой». Куда-яри - это копьё, которое используется путем продевания древка через куда - металлическую трубку. Это основное копьё используется в традиции со-дзюцу школы Овари Кан-рю.
Овари Кан-рю
Основная система копья Овари Кан-рю была основана Цуда Гоннодзё Нобуюки, вторым сыном вассала княжества Овари, с центром в замке Нагоя.
Традиция гласит, что с младенчества Гоннодзё проявлял интерес к содзюцу. Сначала он изучал куда-яри школы Ито-рю под руководством Мори Канби, ученика Торао Мицуясу (из Торао-рю содзюцу). Позже Нобуюки учился у учителя Сабури Энъюэймон Тадамура (из Сабури-рю содзюцу). Говорят, что Нобуюки, посвятивший себя суровым тренировкам утром и вечером, достиг сатори (просветления) 15 мая 1671 года, в возрасте 16 лет.
Говорят, что его просветление позволило ему постичь секреты объединения ума и тела с помощью энергии куда, таким образом, Нобуюки основал новую школу – Кан-рю.
В разное время эта традиция была известна как Цуда Кан-рю, Кан-рю и Овари Кан-рю. Хотя Цуда Гоннодзё Нобуюки разработал свою собственную систему, при разработке Кан-рю он сохранил техники и ката более ранних традиций, в которые он изучал.
Правитель княжества Овари, даймё Токугава Ёсимити, считал новою школу настолько ценной, что запретил распространять её учение за пределами своих владений, назвав её Готомэ-рю, «исключительной традицией». Цуда Гоннодзё Нобуюки умер 4 июля 1698 года в возрасте 44 лет.
Суть владения куда-яри Овари Кан-рю заключается в технике использования куда для полного выброса и мгновенного отвода копья с полным контролем. Здесь секретный принцип Энгэцу («Полумесяц») является жизненно важным компонентом. Обычно при нанесении удара копьём, древко и наконечник идут более или менее по прямой линии к цели. Однако при нанесении удара с помощью куда-яри в Кан-рю, куда и древко управляются таким образом, что острие копья входит в цель, вращаясь по кругу диаметром около 15 см. Вращение острия яри создает мощную ударную и сконцентрированную разрушительную силу, в результате чего образуется зияющая рана. Это секретный принцип Энгэцу, лежащий в основе смертельного эффекта Кан-рю со-дзюцу.
Важность освоения навыка Энгэцу невозможно переоценить. Во время обычной тренировки умение контролировать скольжение яри в куда для достижения эффекта закручивания отрабатывается непрерывно без отдыха в течение десяти минут. Это очень утомительная тренировка, учитывая длину и вес древкового оружия.
Одно из главных преимуществ куда - большая скорость подачи. В первую очередь это связано с уменьшением трения при скольжении в куда по сравнению с скольжением деревянного древка по голой руке. Помимо большей скорости удара, ещё одним преимуществом куда является увеличенная дальность удара. Обычный способ использования японского копья при уколе заключается в фиксировании задней руки на бедре или на боку. Это обеспечивает как большую передачу силы при выпаде, так и больший контроль над древком копья при восстановлении как после выпада, так и после сильного блока или отклонения копья. Однако в результате фиксации задней руки на корпусе реальная дистанция удара ограничивается двумя-тремя футами (0,6-0,9 м.). Это объясняется тем, что досягаемость копья ограничена движением бедра вперёд. Однако при использовании куда копьеносец может смело наносить удар задней рукой, двигая её до ведущей руки. Это может увеличить дальность удара на четыре-пять футов (1,2-1,54м), так как бедро может двигаться дальше без фиксации задней руки. Благодаря тому, что куда обеспечивает большую скорость «вылета» и возврата, контроль над трубкой может эффективно сохраняться на всем протяжении укола.
В со-дзюцу существует выражение:
Победа или поражения определяются в момент нанесения укола. Направление копья противника, то, как воспринимается его намерение, вот путь, ведущий к тайному принципу.
Этот момент решимости является важным понятием в использовании куда-яри.
В со-дзюцу, как и во всех классических японских боевых искусствах, важно развивать и естественно поддерживать маай (дистанцию боевого столкновения) и контроль дыхания. В то же время форма должна быть законченной. По этой причине существует поговорка:
Яри в Кан-рю начинается с сиай (поединка), азаканчивается ката (формой).
Это противоположно традиционному обучению владению мечом, в котором начинающий начинает с ката и заканчивает сиай.
В Овари Кан-рю тренировка по со-дзюцу начинается с отработки базовых ударов. Эта тренировка со свободным выпадом проводится в одиночку, чтобы улучшить умение ученика наносить выпады с Энгэцу, вращающимся клинком. Одновременно ученик учится наносить удары на всю длину копья. Наряду с ударами отрабатываются основные приемы использования древка при отклонениях и дестабилизации. Также в сольной тренировке ученик учится использовать бёдра для «проворачивания», вращая древко копья таким образом, чтобы прервать выпад противника. Это отрабатывается как изнутри (омотэ), так и снаружи (ура). Все эти движения немедленно сопровождаются выпадом.
Двигаясь вперёд для атаки, копьеносец Овари Кан-рю должен уметь сделать выпад и быстро отступить назад, быстро укорачивая переднюю часть копья, чтобы компенсировать сокращающуюся маай. А затем снова сделать эффективный выпад. Удар можно наносить с расстояния в несколько сантиметров, держась непосредственно у наконечника копья.
Помимо движения вперёд для атаки, копьеносец должен уметь делать эффективные выпады, буквально убегая назад. Если противник, бегущий вперед с мечом, успевает войти в маай копьеносца, то он должен уметь достаточно быстро отступить назад, чтобы успеть укоротить копье и нанести встречный удар. Разумеется, отрабатываются и уходы в сторону, и другая работа ног.
Очень немногие классические боевые традиции в Японии использовали только одно оружие. Подготовленный воин должен был уметь противостоять на поле боя самым разным видам оружия, поэтому его обучали знанию сильных и слабых сторон всех основных видов оружия. Человек, владеющий яри, должен был уметь приспосабливаться к длине и досягаемости любого оружия, с которым он мог столкнуться. Интересно, что при столкновении с тати (длинный меч) или кодати (короткий мечом), кодати считается более эффективным оружием против копья. Это объясняется тем, что более короткий клинок и использование оружия одной рукой позволяют более мобильно и ловко сократить дистанцию против копья. Тем не менее, хорошо подготовленный копьеносец Кан-рю без особого труда справится с любым из этих видов оружия.
Стандартная длина копья Кан-рю составляет 3,6 м. Хотя настоящие клинки обычно используются в практике ката, они лишь изредка применяются в базовой одиночной тренировке. В большинстве базовых тренировок и во всех тренировках сиай (поединках) используются кэйко-яри (тренировочные копья). Это полноразмерные клинки, тупые концы которых оканчиваются кожаными накладками. Обеспечивая определенную защиту против противника в доспехах, они, тем не менее, способны нанести серьезные травмы незащищенному телу.
Основная часть занятий по со-дзюцу Овари Кан-рю проходит после отработки базовых ударов. В это время ученики надевают богу - тренировочные доспехи, аналогичные тем, что используются в кэндо. Из-за большей силы, развиваемой копьём, мэн (маска на лицо) тяжелее и прочнее, чем в кэндо. Кроме того, она имеет дополнительную прокладку в области горла. До (нагрудная защита) также имеет дополнительную защиту левой грудной области, так как она является важной мишенью в сиай. В отличие от нагрудного доспеха кэндо, к до содзюцу прикреплена защита для бёдер (тарэ). Помимо ношения мэн и до, копьеносец носит катану, закрывающую левое плечо и часть груди. Это обеспечивает надежную защиту этой области. Вся эта защита необходима даже при использовании тренировочного копья. Нередки случаи нокаутов, а тяжелые металлические решетки лицевых масок иногда оказываются вмятыми внутрь. Доспехи для копья, применяемые в настоящее время, фактически аналогичны тем, что используются в дзюкэндо - японском штыковом искусстве. Однако ещё не так давно использовались специально изготовленные доспехи для копейщиков.
Помимо богу, копейщик носит защиту на ведущей (левой) руке. Обычно это кэндо-котэ (перчатка) или специально изготовленная перчатка для тренировки с копьём, которая обеспечивает большую гибкость, чем кэндо-котэ. Поскольку рука не является главной мишенью для копья, перчатка для ведущей руки служит главным образом для защиты от случайных ударов, возникающих во время тренировки сиай.
После того как снаряжение надето, оба противника встают лицом друг к другу и кланяются. И начинается поединок. В тренировках нет системы подсчета очков, нет определенного метода определения победителя или проигравшего, каждый знает, кто попал или промахнулся. Поединок может продолжаться до десяти минут, а чаще всего - до усталости одного или обоих противников. Поединок проходит в очень быстром темпе с небольшими перерывами, когда бойцы пытаются перевести дух. При весе доспехов около восемнадцати килограммов и копья ещё восемь-девять килограммов, получается не менее 26 дополнительных килограммов. Дополнительный вес, сложность управления длинным древком и усилия, необходимые для быстрого передвижения в доспехах, вызывают огромный эффект аэробной и анаэробной тренировки. Несколько минут быстрой схватки сиай вызывают такое же истощение, как пять минут вольной борьбы. Это, безусловно, самая тяжелая физическая тренировка, которой автор подвергался за более чем тридцатилетний опыт занятий японскими, китайскими, окинавскими, малайскими и индийскими боевыми искусствами.
Хотя тренировки по сиай в основном проводятся по принципу «копье против копья», иногда используются и другие виды оружия. Наиболее распространенным является меч2, за ним следуют нагината и нагамаки. Однако опыт показывает, что самым грозным оружием, противостоящим копью, является другое копьё. И здесь преимущество отдается куда-яри Овари Кан-рю.
После значительного количества тренировок по сиай, рэнсюсэй (занимающийся) приступает к изучению ката. К ним относятся собственно ката Кан-рю, которых существует пять: 1) Уму-но итибан, 2) Сиго, 3) О-гурума, 4) Маки-отоси, 5) Сайэн. Однако также практикуются ката, сохранившиеся из традиций, послужившие источниками школы, Итто-рю, Сабури-рю и Торао-рю, Какутэн-рю. Многие из этих ката не используют куда. Обучающийся со-дзюцу Овари Кан-рю осваивает как куда-яри, так и более стандартные формы использования копья.
Овари Кан-рю, хотя и является в первую очередь традицией копья, содержит также элементы фехтования Синкагэ-рю. Поскольку Овари Кан-рю существовала в той же провинции, что и одна из основных ветвей традиции фехтования мечом Ягю, она «позаимствовала» некоторые элементы искусства фехтования Ягю Синкагэ-рю. Практикуется часть программы кэндзюцу Синкагэ-рю, в том числе такие группы ката, как Нанацу-но тати и Энпи. Хотя тренировки с мечом и копьём, как правило, отличаются друг от друга, сущность одного из них используются для усиления другого. Об этом свидетельствует поговорка: «Копьё не только колет, но и бьёт; меч не только рубит, но и колет», которую часто можно услышать во время тренировок. Также в додзё Овари Кан-рю о мече и копье часто говорят, как о «двух колесах телеги». Ещё одно часто звучащее наставление: «Скорость отведения копья назад, направленного вперёд, определяет победу или поражение» - также является важным моментом в использовании меча.
Овари Кан-рю - это не только одна из немногих сохранившихся в Японии классических воинских традиций, но и одна из наиболее редких классических традиций, специализирующихся на со-дзюцу. Возможно, более важным является то, что эта традиция сохраняет аспекты более ранних школ владения копьём, что позволяет получить уникальное представление о ещё более ранней эпохе японской боевой культуры.
Сноски:
- Японский иероглиф яри также произносится как «со». Японский термин «искусство копья» - содзюцу, а не яри-дзюцу
- Обычно используется кэндо-синай, но в редких случаях для большей реалистичности веса и формы применяется боккэн
Источник: The Sliding Yari of the Owari Kan Ryu by Hunter B. Armstrong