Ты не помнишь своего рождения, не так ли? Ты на нём не присутствовал. Ты просто знаешь себя с какого-то момента времени. Откуда же ты появился?
Тебе сказали, что ты родился из своей матери. Пускай так. А чем ты был до того, как родился? До эмбриона, до сперматозоида? Где же, в конце концов, твоё начало? У тебя нет ощущения, что ты просто возник из пустоты? Было ли вообще у тебя начало?
Где же зародился этот изначальный потенциал, который в итоге оформился в твоё тело?
Те же самые вопросы можно задать и по поводу твоего конца. Где ты закончишься? Со смертью этого тела? Куда пропадёшь ты, думающий и действующий от лица этого тела — просто растворишься в небытии? Движение из пустоты в пустоту, получается? В таком случае, был ли ты хоть когда-то чем-то, отличным от неё?
Когда кажется, что тело умирает, так ли это на самом деле? Вот лежит труп, состоящий из тех же атомов, что и раньше, в будущем превращенный в удобрение, ставший фундаментом для возникновения новой жизни.
Что же тогда умирает, если не простое знание себя, то есть, идея об отдельном я?
Не выходит ли так, что твоя жизнь для тебя — это вечность? Если ты не знаешь своего начала и не будешь знать своего конца, значит, ты вечен и бесконечен, не так ли? Пока ты есть — есть всё. Когда тебя не будет — не будет ничего.
Нас ограничивают только наши мысли о времени, о том, что было какое-то время до нашего рождения и будет — после нашей смерти. Но все эти гипотетические миры существуют, только пока мы о них думаем. Проверить эти убеждения эмпирически невозможно. Нет никакой возможности соприкоснуться с прошлым или будущим — это соприкосновение всегда будет в настоящем. Только пока ты есть сейчас — есть прошлое и будущее в качестве мыслей.
Если мне скажут, что я родился, для меня это не станет фактом — это навсегда останется лишь предметом веры.
Рождение моего тела можно зафиксировать на камеру и предъявлять в качестве доказательства. Но как засвидетельствовать возникновение того, что я считаю собой? Я как будто просто возник из пустоты. И всё, что я знаю про себя наверняка — это только то, что я есть сейчас. Всё остальное — лишь мои мысли о прошлом и прогнозы будущего.
Единственное, что я знаю наверняка — для самого себя я был всегда. Не было ни одного момента в моей жизни, когда бы меня не было. Это просто невозможно.
И, по-видимому, не будет момента в будущем, после смерти, когда я буду осознавать, что меня нет. Для самого себя я есть всегда. Всё остальное — принятые на веру убеждения, которые всю жизнь держат меня в страхе перед собственным исчезновением.
Это что же, я только что обнаружил собственное бессмертие?
В конечном итоге, бояться смерти — бессмысленно. Как можно бояться полного отсутствия чего-либо? Да и кто останется, чтобы испытать это отсутствие всего?
Получается, всегда есть только момент сейчас? Всё остальное - мысли. Даже если ты знаешь или чувствуешь, что существовал в других жизнях, это ощущение у тебя есть сейчас. Поэтому время — это такая же умозрительная концепция.
И здесь снова можно провести аналогию со сном. Ты ведь всегда просто внезапно оказываешься посреди сна, без рождения. И сон так же внезапно обрывается, без смерти, без осознания, что он вот-вот закончится. Вот — есть картинка сновидения, а в следующий момент ты видишь себя пробуждающимся ото сна в своей постели.
И не было в сновидении никакого страха перед его окончанием — хотя, вообще-то, весь твой сказочный мир, в который ты во сне верил без тени сомнения, рухнул в мгновение — ибо не было там ни начала, ни конца.
Просто представь, что времени, как концепции, не существует. Тут не хватит места ни для рождения, ни для смерти — только восприятие, в котором одномоментно рождаются эти идеи.
Кто же, в таком случае, умирает?