В портфеле заказов на многоцелевые суда (MPV) сегодня безоговорочно доминирует Китай как по количеству судов, так и по общему дедвейту. При этом все крупные суда в этом сегменте строятся исключительно в КНР.
В отчете судового брокера Drewry сказано, что геополитическая напряженность между США и Китаем может поставить расширение сегмента MPV и рынок в целом в шаткое положение.
Как отметили аналитики, портфель заказов на MPV невелик. В условиях недавнего снижения ставок фрахта, отсутствие избытка предложения стало положительным моментом для владельцев судов, в отличие от других секторов, в особенности контейнеровозов.
Высокая загрузка судов позволила сохранить тарифы на MPV выше докризисного уровня, что побудило некоторых судовладельцев вернуться на рынок строительства флота. В долгосрочной перспективе такая ситуация позволит стабилизировать ставки по мере роста спроса на перевозки, который, как прогнозирует Drewry, с 2025 года будет увеличиваться.
В течение последних 10 лет суда MPV большой вместимости строились и строятся сейчас исключительно в Китае. Как отмечает Drewry, недавняя напряженность между Китаем и США по вопросу статуса Тайваня и активизации военных КНР в Южно-Китайском море повышают риск торговых санкций или ограничений между Китаем и США. Если ситуация и далее будет обостряться, то возможны риски задержки поставок судов или даже полный отказ от некоторых контрактов.
Теоретически строительство MPV может быть перенесено в другие страны, что однозначно повлечет увеличение сроков строительства и итоговой цены. Причем, за пределами Китая опыт строительства таких судов имеют лишь несколько верфей в Японии, Южной Корее и некоторых странах Западной Европы.
Drewry допускает, что с другой стороны растущая геополитическая напряженность может привести к снижению международного спроса на сектор MPV, поскольку экспорт переносится в другие страны. Однако скорее всего, за счет реализации крупных энергетических проектов в Европе и США, спрос на многофункциональные суда будет устойчивым.