Найти тему
Ритм Евразии

Единая транзитно-таможенная система ЕАЭС сориентирована на Большую Евразию

Соглашение о единой системе таможенного транзита Евразийского экономического союза (ЕСТТ ЕАЭС) «станет доступным для присоединения третьих заинтересованных сторон, включая Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан». Об этом на днях заявил врио главы Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов на совете глав таможенных служб стран СНГ в Душанбе.

Присоединение других стран Содружества к этому документу – его планируется подписать к концу текущего года – позволит сформировать единый межгосударственный таможенный режим, способствующий упрощению экономических взаимосвязей на большей части территории экс-СССР. Этот фактор отметил Р. Давыдов, пояснив, что если Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан присоединятся к соглашению, «то будут созданы максимально благоприятные условия для безбарьерного перемещения товаров между государствами-участниками Содружества».

Отметим, что с середины 2010-х гг. наблюдается рост количества транзитных деклараций, регистрируемых таможенными органами стран-участниц ЕАЭС. При этом к началу 2020-х около половины общего объема транзита регистрируется таможенными органами РФ, 28% – Казахстана, около 20% – Белоруссии, 4% – Армении и не более 3,5% – Киргизстана.

Акцент же на привлечение к ЕСТТ упомянутой тройки стран обусловлен все более активным развитием торговых связей стран-участниц ЕАЭС, особенно России и Белоруссии с упомянутыми странами. По имеющейся информации, за январь – первую половину октября с. г. совокупный товарооборот между членами Союза и указанной тройкой стран возрос в целом более чем на треть. Причем до 65% этого объема приходится на РФ, около 20% – на Белоруссию.

К ЕСТТ технологически примыкает система отслеживания транзитных грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, которыми оснащаются перевозочные средства (ссылка). Эта система осуществляет межгосударственный дистанционный контроль за перемещением товаров и транспортных средств. Как отмечает Р. Давыдов, независимо от расстояния, отслеживание по данной системе обходится не более чем в 120 долл. по всему маршруту. Одновременно «сокращается количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска на границах». Что, в свою очередь, способствует ускорению перевозок.

Читайте также: Применение в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок товаров перспективно

Плюс к тому в рамках единой системы таможенного транзита – в соответствии с Таможенным кодеком ЕАЭС – исполнение обязанности по уплате таможенных платежей при транзите может быть предоставлено таможенному органу в стране отправления или назначения. Что тоже способствует ускорению перевозочного процесса и в целом реализации экспортно-импортных контрактов. Кстати, такая практика по таможенно-транзитным платежам уже широко распространена. Она давно применяется в АСЕАН, Евросоюзе, БЕНИЛЮКС, южноамериканском МЕРКОСУР, между Китаем и странами АСЕАН, между странами Центральной Америки, арабскими странами Персидского залива.

Что же касается «товарной» географии перевозок в контексте ЕСТТ, соглашение предусматривает, что товары, подпадающие под действие этого документа, должны перевозиться внутри ЕАЭС как минимум по территории двух стран Союза. Но с обязательным использованием навигационных пломб. Это в первую очередь алкогольная продукция, табачные изделия и товарный ассортимент, перевозки которого за пределы какой-либо страны Союза (в том числе в третьи страны) временно запрещены или ограничены.

Напомним в этой связи, что еще в марте с. г. был утвержден план мероприятий по внедрению системы навигационного мониторинга в странах ЕАЭС. В соответствии с планом, обязательное отслеживание грузов с помощью пломб начнется в январе 2024 года. Причем предусмотрена поэтапная реализация этой системы в зависимости от номенклатуры товаров и вида транспорта, которыми грузы будут перевозиться. Отметим, что в 2023-м успешно завершились пилотные проекты по отслеживанию с помощью навигационных пломб ряда видов грузов, вывозимых из Белоруссии через Россию за пределы ЕАЭС-региона, а также между РФ, Казахстаном и Киргизстаном.

В связи с упомянутыми факторами, актуальность присоединения, например, Азербайджана к ЕСТТ и сопутствующей технологической инфраструктуре, связана, в том числе с тем, что в 2024 году объем взаимных перевозок сельхозсырья и готового продовольствия между РФ и Азербайджаном увеличится примерно в полтора раза. А эти перевозки осуществляются ввиду характера данных грузов в ускоренном скоростном режиме.

Соответственно, российская сторона с середины октября с. г. ведёт переговоры с администрацией железных дорог и рядом других транспортных партнёров из Азербайджана о формировании комплексной, притом долговременной грузовой базы по скоропортящимся грузам в рамках развивающегося проекта «Агроэкспресс». В последнем участвует и Азербайджан. Как отметила Алевтина Кириллова, гендиректор АНО «Евразийская логистика» (РФ), переговоры нацелены на «запуск упрощённого «коридора» (сервиса. – Ред.) между ветеринарными и фитосанитарными органами обеих стран во избежание задержек на границе». Чему поспособствует «и оперативное электронное оформление этими органами документов». А это, по мнению А. Кирилловой, позволит ускорить сроки доставки означенных грузов и тем самым обеспечит максимальную эффективность агроэкспрессов.

Относительно же перспектив ареала действия ЕСТТ имеется информация, что к этой системе проявляют растущий интерес, наряду с Азербайджаном, Узбекистаном и Таджикистаном, также Китай, Иран, Монголия. Всеми этими странами востребованы транзитные коридоры в рамках ЕАЭС. А во-вторых, большинство тех же стран участвует в евроазиатском коридоре «Север-Юг», поэтому тем более целесообразно их подключение к ЕСТТ.

Однако вне данной системы рискует оказаться прибалтийский эксклав РФ Калининградская область. Так как транзит через Литву между этим регионом, с одной стороны, и остальной территорией РФ, Белоруссией – с другой, в современных условиях часто балансирует ввиду политики Вильнюса между блокадой и всевозможными ограничениями. Паромное же сообщение между этой и Ленинградской областями (через порт Усть-Луга) пока не может освоить преобладающую часть грузоперевозок из Калининградского эксклава и в обратном направлении. Ограничивается этот маршрут и очевидным географическим фактором.

Поэтому востребована разработка механизма, который с учетом транзитных интересов и планов Литвы в отношении центральноазиатских и закавказских стран обеспечит полноценное участие этого региона РФ в единой системе таможенного транзита ЕАЭС-СНГ. Таможенно-транзитные механизмы такого рода уже который год действуют – к взаимной выгоде – скажем, между Испанией, издавна претендующей на британский Гибралтар, и Великобританией. Как и между Анголой и ДР Конго, отделяющей Анголу от ее эксклава Кабинда. И это при том, что политические взаимоотношения между этими странами остаются сложными и нередко конфликтными.

Алексей ЧИЧКИН

Оригинал статьи размещен здесь