Найти в Дзене

Как СССР помог Германии восстановить свою армию после Первой мировой войны?

Оглавление

Тесное и разностороннее военно-техническое сотрудничество между двумя странами стало невозможным после прихода к власти в Германии нацистов.

После окончания Первой мировой войны немецкая армия, когда-то самая сильная в Европе, представляла собой плачевное зрелище. По условиям Версальского договора ее численность была сокращена всего до 100 000 солдат. Немцам запрещено иметь бронетанковые войска, военную авиацию, подводный флот, а также заниматься военными исследованиями и разработками.

Вооруженные силы Веймарской республики, не намерены были смиряться со своей горькой судьбой. Немецкие военные полны решимости развивать свою армию, но на немецкой земле это невозможно из-за строгого контроля со стороны союзников.

Решение было вскоре найдено: Германия обратилась к Советской России с предложением о сотрудничестве. Эта изгнанная страна только что пережила разрушительную гражданскую войну и иностранную интервенцию, окружена враждебными странами и даже не признана ни одной из ведущих мировых держав. Как отмечал главнокомандующий рейхсвера Ганс фон Зеехт: «Разрыв с Версальским порядком может быть достигнут только в тесном контакте с сильной Россией».

В Москве рады прорвать эту блокаду, улучшив отношения с Германией. Кроме того, военное сотрудничество с все еще высококвалифицированными немецкими военными имело жизненно важное значение для модернизации Красной Армии.

Обход ограничений

-2

Переговоры о военном сотрудничестве между Москвой и Берлином начались еще до окончания советско-польской войны (1919-1921 гг.). Две страны очень сблизились из-за общих антипольских настроений: Германия, как и Россия, была вынуждена уступить часть своей территории полякам, как это произошло во время Великопольского восстания в 1919 году. Однако тогда нет идеи военно-политического союза.

В 1922 году в небольшом итальянском городке Рапалло немцы и большевики договорились восстановить дипломатические отношения. Пока экономические соглашения заключаются публично, идут неофициальные переговоры о сотрудничестве в подготовке военных летчиков, танкистов и разработке химического оружия.

В результате в 1920-е годы в России появился ряд немецких секретных школ, учебных центров и военных исследований. Правительство Веймарской республики не скупится на их поддержку и ежегодно выделяет на это до 10% военного бюджета страны.

Советско-германское военное сотрудничество проходило в обстановке полной секретности. Берлину эта помощь нужна гораздо больше, чем Москве. В 1928 году советский полномочный представитель в Германии Николай Крестинский писал Сталину: «С государственной точки зрения мы не делаем ничего, что противоречило бы каким-либо договорам или нормам международного права. В данном случае немцы нарушают Договор о Версаля и должны опасаться разоблачения, им нужно думать о заговорах».

"Липецк"

-3

В 1925 году под Липецком (около 400 км от Москвы) тайно была создана немецкая авиационная школа, расходы на содержание которой полностью взяла на себя Германия. По соглашению здесь проходили обучение как немецкие, так и советские пилоты, обучаясь у своих западных коллег.

Помимо изучения теории проводятся испытания новых самолетов, авиационной техники и вооружения, изучаются тактические приемы воздушного боя. Самолеты были закуплены Военным министерством Германии через сторонних посредников и доставлены на территорию СССР. Так, первая партия — это 50 голландских истребителей Fokker D-XIII, которые в разобранном виде поступают в Липецкий авиационный центр.

Срок обучения немецких летчиков в СССР составлял около 6 месяцев. Они прибывали в Липецк тайно, под вымышленными именами и в советской форме без знаков отличия. Перед отправкой в ​​авиацентр они были официально уволены из рейхсвера, а по возвращении вновь приняты и восстановлены в рядах. Летчиков, погибших во время испытаний, привозят домой в специальных ящиках с надписью «детали двигателя».

За 8 лет существования липецкой авиационной школы прошли обучение более 100 немецких летчиков. Среди них такие важные фигуры будущего Люфтваффе, как Хьюго Шперле, Курт Студент и Альберт Кессельринг. В начале 1930-х годов и немцы, и русские начали терять интерес к авиационному училищу под Липецком.

Немцы, обойдя многие ограничения Версальского договора, теперь частично имеют возможность обучать свои вооруженные силы на своей территории. Советские граждане, со своей стороны, после прихода к власти нацистов в 1933 году поняли, что военно-техническое сотрудничество с идеологическим противником невозможно. В том же году авиационное училище было закрыто.

"Кама"

-4

Контракт на организацию немецкой танковой школы в СССР был заключен в 1926 году, но функционировать она начала лишь в конце 1929 года. Камское училище располагалось под Казанью (800 км от Москвы) и значилось в советских документах как «Технические курсы ВВС».

«Кама» работает по тому же принципу, что и «Липецк»: полная секретность, финансирование преимущественно за счет немецкой стороны, совместная подготовка советских и немецких танкистов. На полигонах под Казанью активно испытываются танковое вооружение, средства связи, изучаются тактика танкового боя, маскировка и взаимодействие внутри танковых групп.

Испытательные танки, так называемые «Большие тракторы» (Grosstraktoren), тайно производились по заказу немецкого военного ведомства. Они производятся ведущими предприятиями страны и поставляются в СССР в разобранном виде. Красная Армия, со своей стороны, предоставила легкие танки Т-18 и британские танкетки «Карден-Ллойд».

Объект "Томка"

-5

Как и в случае с авиационным училищем в Липецке, функционирование «Камы» после 1933 года стало невозможным. За короткое время своего существования оно подготовило 250 советских и немецких танкистов. Среди них будущий Герой Советского Союза генерал-лейтенант Симеон Кривошеин, генерал вермахта Вильгельм фон Тома и начальник штаба Гейнца Гудериана Вольфганг Томале.

Томкинское училище химического оружия в Саратовской области (900 км) — самый секретный центр Рейхсвера в СССР. Комплекс состоит из 4 лабораторий, 2 вивариев, дегазационной камеры, электростанции, гаража и барака для проживания. Вся техника, несколько самолетов и орудия были тайно привезены из Германии.

В «Томке» проживает постоянный немецкий штат из 25 человек: химики, биологи-токсикологи, пиротехники и артиллеристы. Кроме того, в школе обучаются советские специалисты - у них нет такого большого опыта применения химического оружия, как у западных коллег.

Полигонные испытания проводились в период 1928-1933 годов. Они заключаются в распылении отравляющих жидкостей и отравляющих веществ с помощью авиации и артиллерии, а также в дезинфекции территорий.

Из всех своих объектов на территории СССР немцы больше всего дорожили «Томкой». Помимо ограничений Версальского договора, для них сыграл роль и географический фактор: в густонаселенной, сравнительно небольшой Германии непросто было найти подходящие полигоны для испытаний химического оружия. Несмотря на то, что советской стороне функционирование школы приносило и деньги, и бесценный опыт, более важным оказался политический момент: в год рождения Третьего рейха «Томку» закрыли.