Бухгалтерия – это не только дебет, кредит и налоги. Это еще и интересные, разносторонние люди. Знаменитыми бухгалтеров прошлого делали отнюдь не только выдающиеся успехи в счетном деле. Один из немецких счетоводов времен Средневековья (XVI век), например, считается первым в мире… кутюрье. Он сам и его «Костюмная книжечка» Klaidungsbüchlin известны в мире моды едва ли не больше, чем в бухгалтерии.
Сверхэго или тонкое чувство стиля?
Немецкий бухгалтер-модник Маттеус Шварц был родом из Аугсбурга. В этом городе он прожил большую часть жизни. У него с юности было две страсти – цифры и одежда. Шварц сделал блестящую карьеру бухгалтера, быстро дослужился до главбуха и много лет проработал на этой должности у банкиров Фуггеров. Личностью он был неординарной. За бухгалтером водился грешок – хвастовство. Только хвалился он не трудами или деньгами, считая это скучным и банальным, а костюмами.
Шварц был знатным модником, не мог пройти мимо интересной модели одежды. В какой-то момент он решил задокументировать все костюмы, которые когда-либо носил. Бухгалтер тщательно записывал обстоятельства, побудившие его к приобретению каждой вещи. Так появилась его знаменитая «Костюмная книжечка». В ней собралась настоящая галерея портретов модного бухгалтера. Себя, похоже, Шварц любил так же сильно, как стильную одежду.
В Klaidungsbüchlin вошло 137 изображений средневекового модника в оригинальных нарядах. Бухгалтер собрал в своей книжице размером 10 х 16 см все костюмы, которые носил с момента рождения в 1497 году и до смерти своего начальника Антона Фуггера в 1560. Вся модная жизнь Шварца поместилась на 139 листах.
Чем больше нарядов, тем лучше
«Костюмная книжечка» – не единственный труд бухгалтера-модника. Он написал еще и дневники. Правда, книга не сохранилась, о ней известно лишь из писем друзей и членов семьи Маттеуса Шварца. В дневниках он писал о мотивах создания Klaidungsbüchlin. Бухгалтер хотел, чтобы потомки оценили его невероятные костюмы, тонкое чувство стиля, которым он гордился. Также в дневниках упоминалось прозвище Шварца, которое дали ему соседи и знакомые из Аугсбурга. Бухгалтера-модника ничуть не смущало то, что его называли помешанным на одежде (Der Kleidernarr).
Наряжаться Шварц любил с детства. Он бережно собирал свою коллекцию одежды. Чтобы выглядеть достойно, бухгалтер часто шел на хитрость. В XVI веке некоторые детали костюма было разрешено носить только высшему сословию – представителям королевской династии и знати. Бухгалтер принадлежал к среднему классу и правил не нарушал. Вместо запрещенных деталей он использовал другие, разрешенные, и делал на них особый акцент, меняя форму или фактуру. Фетишем Шварца были причудливые рукава. Некоторые из них были съемные и довольно странные. И для надевания многих требовалась сторонняя помощь. Для этого Шварц держал слугу. Он не только помогал моднику одеваться, но и вел строгий учет костюмов и отдельных деталей, аксессуаров.
Источники вдохновения и авторский тандем
Справедливости ради стоит отметить, что «Костюмная книжечка» была не первым произведением о моде и одежде. Ее прототипом сам Шварц называл «Героическую жизнь сэра Тойерданка» (1517). Бухгалтер вдохновился 118 иллюстрациями в технике ксилографии и решил увековечить в подобной манере свою историю и любовь к стильным костюмам.
Klaidungsbüchlin бухгалтер создавал не в одиночку. Его соавтором стал хороший знакомый бухгалтера – молодой аугсбургский художник Нарцисс Реннер. Авторский тандем просуществовал 40 лет. Шварц выбирал событие и костюм, показывал наряд художнику. Реннер писал портрет в красках. Когда все было готово, бухгалтер описывал иллюстрацию, указывал дату и событие, фиксировал детали для точного учета (тип ткани, цвет, количество предметов одежды).
Мода на стыке эпох
Маттеусу Шварцу повезло жить во времена смены костюмной эпохи. В первой трети книги его костюмы отражают стилистику итальянского Возрождения. Автор предпочитает пестрые наряды, многоцветные роки и вамсы.
Со сменой тренда костюмы Шварца становятся темнее. Цветная переливающаяся тафта и блестящий левантский дамаст сменяются черным шелком и шерстью. В моду входят длинные куртки и плащи, прототипы современных худи, балахоны с капюшоном. Итальянское Возрождение сменяется эпохой фанатичных лютеран и испанских инквизиторов.
Но не только тренды повлияли на костюмы Шварца. После 50 лет бухгалтер перешел на особый стиль, который сейчас бы назвали деловым. Он отказался от легких тканей и ярких аксессуаров в пользу простого кроя и плотного текстиля.
Маттеус Шварц не просто коллекционировал наряды и вносил их в свою бухгалтерию. Он сам создавал образы, рисовал эскизы. «Костюмная книжка» самого модного бухгалтера в истории дошла до наших дней. Она является экспонатом музея герцога Ульриха в Брауншвейге.
Регистрацию ИП предельно упростили и… закрыли для людей без прописки
7 лет тюрьмы за банкротство – такие дела!
Проблемы со сдачей деклараций по НДС не за горами
Несовершеннолетние самозанятые врываются в бизнес
Лишение свободы за подделку ЭЦП – новая реальность