Хотя фаянс часто относят к категории “керамики”, он сделан не из глины. Он сделан из кремнезема, из песка, состоящего из дробленого кварца и небольшого количества извести. Египет богат диоксидом кремния в виде песка пустыни. Диоксид кремния составляет основную массу изделия. В молотый кремнезем / песок добавляют воду, а по мере высыхания - известь и кварцевые зерна, чтобы предотвратить его крошение. Как и в случае с керамикой, последним этапом процесса был обжиг и глазирование.
Сырье для изготовления фаянса было доступно в непосредственном окружении египтян. Кремнезем мог быть получен из мелкого песка пустыни или из кварцевой породы, кварцевой гальки или кремнистого известняка, которых в Египте предостаточно. Кварцевая порода встречается в виде жил в магматических породах восточной египетской пустыни. Другим источником кремнезема для фаянса является белая кварцевая галька, поскольку ее много в пустыне и ее легко добыть.
Хотя фаянс окрашивали в различных ярких цветах, бирюзово-голубой цвет, столь характерный для материала, создан с использованием меди. В процессе обжига щелочь (действующая как флюс) и известь (действующая как стабилизатор) вступают в реакцию с кремнеземом в сердцевине, образуя глазурь на поверхности.
Египетская почва богата минерализованными веществами, такими как селитра, натрон, квасцы, каменная соль и морские соли — все это могло послужить щелочным компонентом для изготовления фаянса.
Да, снаружи изделия покрывали глазурью, но могли и просто расписать:
В Древнем Египте производство фаянса развивалось уже в додинастический период, примерно с 4000 по 3200 год до н.э. Самыми ранними известными предметами, изготовленными из фаянса, были бусины для ожерелий и поясов:
В раннединастический период (2920-2650 гг. до н.э.) размер фаянсовых изделий увеличился и включал многочисленные предметы, используемые в религиозных церемониях и погребениях, а также для украшения изразцами храмов и усыпальниц.
Фаянс, возможно, был разработан для имитации высоко ценимых и редких полудрагоценных голубых камней, таких как бирюза.
Наиболее часто встречающиеся предметы в музеях - это бусы, амулеты, кольца, подвески и ушебти:
Перед нами амулеты в форме лягушки, обезьяны и ежа:
Лягушка из-за своего многочисленного потомства была символом плодородия. На самом деле иероглифическим знаком, обозначающим 100 000 человек, был головастик. Амулеты в виде лягушки были очень популярны как из полудрагоценных камней, так и из фаянса, и их носили женщины, надеявшиеся на легкие роды. Представители обоих полов носили лягушку в ожидании успешного перерождения в загробной жизни:
Еж активен в основном ночью и наделен особенно острым зрением; защищенное своими иглами животное обитает в полупустынных районах, граничащих с негостеприимными землями, считающимися местами смерти; оно также охотится на змей и скорпионов, яду которых оно способно противостоять:
Египтяне были впечатлены этим маленьким млекопитающим еще с додинастического периода из-за его способности жить в экстремальных условиях окружающей среды.
На протяжении всей истории Египта обезьянами восхищались за их игривое, причудливое поведение.
Обезьяна олицетворяет статус и богатство: поскольку их приходилось перевозить на большие расстояния, за значительные средства, обладание обезьянами указывало на богатство и социальный статус владельца.