Сокровище, конечно, не такое уж тайное. Никто Питера Хэммилла не прячет, его музыку может послушать каждый. Но творчество этого человека открывается не всем. Не у всех доходят до него руки и уши. И даже для преданных почитателей Хэммилл остаётся человеком-загадкой с непредсказуемой творческой траекторией. Его музыка абсолютно ни на что и ни на кого не похожа.
«Полагаю, вся моя карьера заключалась в том, чтобы пытаться творить слегка неправильно. Когда я начал писать песни, темы были немного необычными. Я не хотел повторяться, поэтому очень рано отклонился от форму куплета и припева. Не могу объяснить почему, но с самого начала я ушёл в сторону от главной улицы». Питер Хэммилл
Когда-то Питер Хэммилл мечтал стать «Хендриксом голоса». С этой целью в конце 1960-х он проверял усилители на прочность. Британский главпанк Джон Лайдон признался, что его собственные вопли были частично вдохновлены Хэммиллом. Если Van Der Graaf Generator сейчас относят к прог-року, то не в последнюю очередь из-за текстов Хэммилла — смеси научной фантастики, экзистенциальной тоски и ностальгии. В эпоху господства Led Zeppelin они предпочитали гитарам саксофоны и орган, выстраивая мелодии в виде маленьких симфоний.
Революционные амбиции «Генератора» в отношении рока по-прежнему захватывают и никогда не скатываются в претенциозность. Когда же группа распалась в 1978 году, Питер Хэммилл незаметно сошёл с магистральной тропы звукозаписывающей индустрии и перебрался в Бат, где построил собственную студию и основал лейбл.
Хэммилл соткан из противоречий. Он — сдержанный англичанин из среднего класса, получивший образование у иезуитов. Рокер, спровоцировавший фурор в континентальной Европе. Музыкальный первопроходец — и фанат регбийного клуба Бата.
Питер Хэммилл родился в Илинге 5 ноября 1948 года и в детстве учился в иезуитской школе-интернате. Занятия по склонению латинских глаголов Питер сочетал с увлечением поп-музыкой. Он ходил слушать каждую группу в клубах Дерби с 12 лет. Его воодушевляли бит и соул.
Хэммилл сформировал Van Der Graaf Generator вместе с друзьями в 1967 году в Манчестерском университете: «Я просто хотел быть певцом и чтобы все меня любили. В 1968 году это был всё ещё мир бит-групп и поп-хитов. Ничего другого не было. В будущем я видел себя романистом. И начал писать тексты на основе научной фантастики, прочитанной в сочетании с психоделиками. А потом был Хендрикс. В то время самым захватывающим было то, что происходит сейчас!»
«Ван Дер Грааф» на короткое время оказались на одной андерграундной рок-сцене с Soft Machine и Pink Floyd, которые хотели делать больше, чем одеваться в одинаковые костюмы и выпускать синглы. Это движение, применившее психоделический подход к поп-музыке, к 1970-м годам дало жизнь прогу. Который в итоге сверг с пьедестала панк.
Не все помнят, но сырой, резкий и гневный сольный альбом Хэммилла «Nadir's Big Chance» (1975) стал прообразом панка. Любимые темы музыканта — тщетность бытия, природа времени и свободы, двойственность души и смерть: «Мы делали сложные вещи, больше, чем просто три аккорда, и делали это с определённой степенью агрессии».
Van Der Graaf Generator нашли благодарную публику в Италии. Здесь музыкантов встречали как настоящих рок-звёзд, когда они впервые прибыли в 1972 году. Их туры притягивали к себе революционеров, преступников и экстремистов. Нередко концерты заканчивались беспорядками. Однажды концертное оборудование группы удерживали с целью выкупа.
Хэммилл сбежал от всей этой суматохи, затерявшись на юго-западе Англии в 1978 году. Уход из музыкальной индустрии дал ему опору для реализации собственных проектов, которые позволили выжить в творческом плане и вдохновить многих последователей: «Музыкальный мир превратился в IKEA — всё на один размер. А я занимаюсь изготовлением мебели на заказ. Продаю не так много и только тем, кто сам меня находит».
Похоже, Питер Хэммилл получает удовольствие от того, что он сбивает публику с толку. Он не цепляется за продажи пластинок, избегает любых ярлыков, будь то прог или панк, принципиально следует собственным курсом. Как ни странно, это работает. В 1980 году Питер Хэммилл даже совершил турне по футбольным стадионам Италии с легендой регги Питом Тошем. Половина толпы освистывала пришельца с инопланетной музыкой, другая половина возмущённо ревела: «Разве вы не знаете, это же Питер Хэммилл!»
Хотя Хэммилл не заработал состояния на своей музыке, он не скомпрометировал себя. Он выпустил десятки сольных альбомов и до сих пор возглавляет Van der Graaf Generator. Конечно, музыка Питера может быть сложной, резкой и туманной по смыслу, но самого автора это вполне устраивает: «Не всё, что я сделал, покрыто волшебной пылью. Слушать это непросто, но и не должно быть просто».
Последние несколько лет Хэммилл записывает альбомы в одиночестве, создавая песни с нуля в домашней студии и всё дальше отходя от привычных канонов, сотрудничая то со шведским арт-рок-коллективом Isildurs Bane, то с британской психоделической прог-группой The Amorphous Androgynous. Он наслаждается творчеством, как в былые годы: «Для меня это всё ещё загадочный процесс. Темы для песен пока откуда-то приходят. Маловероятно, что я стану счастливым пенсионером!»
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!