Найти тему
Прожектор оборонки

Россия вот-вот начнет ядерные испытания

Президент России подписал закон об отзыве ратификации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Закон вступил в силу. Что это значит?

Любой ядерный боприпас со временем стареет, ибо со временем стареет все на белом свете. О своей старости мы узнаем очень просто: надо только подойти к зеркалу и посмотреть на него.

В случае с самолетом, например, все выглядит сложнее. Внешне самолет не меняется, он меняется только внутренне. Здесь на помощь приходит рентген. Достаточно просветить самолет рентгеновским аппаратом, как сразу будут видны все внутренние трещины. Это означает, что в скором времени внутренние трещины перерастут во внешние, после чего в полете может отвалиться, например, крыло.

С ракетой все сложнее. Рентген не поможет. Ракеты на старость проверяют пусками. Берут из партии в 100 ракет одну штуку и пускают на Камчатку. Если долетела и упала прямо в цель, значит все остальные 99 штук могут служить родине.

Ядерный заряд нельзя просветить рентгеном. Его нельзя развинтить, проверить, а потом завинтить. Ничего не получится. Его нельзя пустить на Камчатку вместе с ракетой. Его можно испытать только подземным взрывом.

В давние времена взрывы были наземные, подземные, воздушные, подводные. Потом человечество очухалось и стало проводить только подземные взрывы, хотя, как говорят специалисты, и эти взрывы могут принести немалый вред природе. Куда уходили подземные радиоактивные воды после ядерных испытаний, одному господу богу известно.

Мы не знаем, сколько лет лежат ядерные боеприпасы на складах 12-го Главного правления Минобороны России. Возможно, они лежат там уже 40 50 лет. Все это время внутри происходят химические процессы, которые постепенно приводят к разрушению боезарядов. Даже если мы совершим чудо и воскресим Курчатова и Харитона, то и они не смогут с уверенностью сказать, взорвутся эти заряды при боевом применении или не взорвутся. Никто не знает, что происходит внутри ядерных боеприпасов при длительном хранении, включая крупнейших ученых современности. Хотя в российской современности никаких крупнейших ученых-атомщиков уже нет.

Вот тут и возникают две главные проблемы обращения с ядерными боеприпасами, выпущенными в огромном количестве еще во времена СССР.

Первая проблема – отсутствие специалистов высокой квалификации в Госкорпорации «Росатом». Уже долгое время «Росатом» занимается датчиками, сигнализаторами, медицинским оборудованием, агрегатами для добычи нефти, контрольно-измерительными комплексами, ювелирным оборудованием... Последнее время госкорпорации поручено выпускать болты, винты и другие запчасти для авиационной промышленности.

И медицинское оборудование, и даже самолетные болты - дело нужное. Но только не для атомной промышленности. Каждый должен заниматься своим делом. Беда, коль пироги начнет печь сапожник. Думаю, специалисты высокой квалификации в «Росатоме» уже полностью перевелись и для их восполнения потребуется несколько десятков лет. А для того, чтобы разобраться с боеспособностью или небоеспособностью старых советских боеприпасов нужны очень умные головы – покруче, чем головы программистов.

Вторая проблема – возобновление проведения ядерных испытаний на Новой Земле. Ситуация там, говорят, плохая. Полигон обветшал. Инфраструктура морально и физически устарела. Устарел аппаратурный комплекс научных подразделений. Утрачены опытные кадры и традиции. Для возобновления ядерных испытаний на Новой Земле потребуется огромная работа. Полигон, или то, что от него осталось, сегодня только белым медведям нравится. Специалистам он откровенно не нравится. Нужны миллиарды, чтобы его восстановить.

Восстановление полигона Новая Земля необходимо не только для проведения испытаний старых боеприпасов, но и для испытаний новых боеприпасов. За последние 30 лет в современной России созданы ракеты «Тополь-М», «Ярс», «Синева», «Булава», «Сармат», «Искандер-М», «Искандер-К», «Кинжал», «Калибр», «Циркон», Х-101, Х-102, Х-555, С-350, С-400, С-500, велись работы над ракетами «Буревестник», «Медведка», противолодочной торпедой «Ответ».

Часть этих изделий имеют на вооружении только ядерные боезаряды, часть – и ядерные, и неядерные. Созданы ли новые боезаряды для новых ракет, торпед, мин, артиллерийских снарядов или в них используются старые советские? Для ракеты «Тополь-М» можно использовать заряд советской ракеты «Тополь». Для ракет «Ярс» и «Булава» можно использовать заряды ракеты «Пионер». Для ракеты «Сармат» можно использовать заряды ракеты Р-36М2. Для ракеты «Синева» можно использовать заряды ракеты Р-39УТТХ. Для ракеты «Искандер-М» можно использовать старые советские заряды от ракет «Ока». Для ракеты «Калибр» и «Искандер-К» можно использовать заряды старых советских ракет «Гранат» и «Рельеф». И так далее.

Можно использовать старые, а можно создать новые заряды с более высокими тактико-техническими характеристиками. За последние 30 лет в мире много чего появилось. Надо все новинки внедрять в практику, как это делалось в СССР.

Без испытаний здесь никак не обойтись, ибо, опять же, по мнению специалистов, никакое компьютерное моделирование не заменит неописуемую красоту и обаяние настоящего ядерного взрыва, хотя бы и проведенного не на лоне изумительной русской природы, а под грешной землей.

Как всегда, вопрос упирается в деньги. Сколько понадобится миллиардов, чтобы насытить атомную отрасль специалистами высокой квалификации? Сколько понадобится миллиардов, чтобы поднять и поставить на ноги лежащие ныне бездыханно физические, химические и математические институты Российской академии наук с окладами заведующих отделами в 18 000 рублей? Сколько понадобится триллионов, чтобы поднять и поставить на ноги ядерный полигон Новая Земля?

Есть другой вариант. Сегодня чиновники получают миллионные оклады. Говорят, намечено их сокращение. Может, их и послать полигон восстанавливать? Климат там не то, что в Москве, – здоровый. И природа изумительная.

Читайте канал «Прожектор оборонки»

Михаил Первов