Евреи плотно осели на Аравийском полуострове как минимум с 1-го века. Важнейшими еврейскими родами на данной территории были Бану Кайнука, Бану Курайза и Бану Назыр. Именно с ними Мухаммеду и пришлось поочередно воевать, когда он перебрался в Медину.
Столкнувшись с новым и сильным врагом – мусульманами (которых евреи не смогли разбить в открытых боях), верхушка евреев сменила тактику, и в скором времени их усилия принесли первые значительные результаты, одним из которых стало появление шиитов. Известно, что основателем шиитской секты является еврей Абдалла ибн-Саба, родом из Йемена, живший в Медине и "принявший" ислам. Именно он выдвинув идею, что Али на самом деле не умер и назвал его божественным, за что и был сожжён.
Ключевым моментом для истории мусульман стал 656 год, когда заговорщиками был убит праведный халиф Усман, и четвёртым халифом избрали мало авторитетного Али. Какую при этом сыграли роль евреи – приходится только гадать, но «волшебным образом» их положение значительно упрочилось именно при Али. Так же приходится гадать о роли евреев в череде междоусобных битв среди мусульман с 656 по 661 года, но после них, арабские халифы дали евреям полную свободу самоуправления…
Практически уверенно можно говорить о том, что в разделении мусульман евреи активно использовали философию. К прим., именно по итогам «Гражданской войны 656 года» и произошло окончательное разделение мусульман на шиитов и суннитов.
Надо понимать, что сунниты признают четыре богословско-правовые школы (мазхабы) - маликитскую, шафиитскую, ханафитскую и ханбалитскую. В основе каждой школы было особое мнение о религии одного из четырех человек (по их именам школы и получили своё названия). Жили эти люди в 8-9 веках, и минимум двое из них имели прямое отношение к Багдаду – «еврейскому осиному гнезду» того времени. Гораздо всё очевиднее с исмаилизмом - в 9 веке его придумал еврей Абдулла ибн Маймун.
Не секрет и то, что на заре ислама, сунниты были более терпимы к евреям, чем шииты. А в конфликте между шиитами и суннитами, евреи всегда были на стороне суннитов.
Т.е. вполне очевидно, что «проеврейские мудрецы» действовали именно со стороны суннитов и использовали тактику религиозно-филосовского разделения врагов, а потом натравливания их друг на друга. Значительно позднее, евреи неоднократно делали тоже самое в Европе, речь идёт о катарах, гуситах и протестантах.
Кстати, именно при мусульманах произошёл второй коренной перелом в образе жизни евреев - они начали массово бросать земледелие и перебираться в города.