Спустя два месяца после открытия в Волгограде Сквера строителей горожане усмотрели курьез в поставленной в его центре скульптуре. На двоих строителях волгоградцы обнаружили женские пиджаки.
Композиция, о которой идет речь, создана в память о поколениях строителей, восстанавливающих послевоенный Сталинград и строивших потом Волгоград. Тем удивительнее оказалось открытие горожан, рассмотревших на мужчинах женские пиджаки.
Во всяком случае, пуговицы на них пришиты на сторону, которую сегодня принято считать «женской».
При этом с остальными деталями мужского гардероба у всех трех мужчин все как полагается: на рубашках и брюках пуговицы нашиты справа. Между тем как на пиджаках — слева.
Даже те, кто уже не один раз бывал на площади, обратили внимание на пикантную особенность гардероба строителей не сразу. Зато теперь многие специально приходят к памятнику, чтобы убедиться: пиджаки «женские».
Кто-то после сделанного открытия начинает гадать, будет ли скульптор исправлять ошибку, а кто-то пытается изучать историю вопроса: а может, раньше это было нормой?
Волгоградцам еще до открытия сквера замысел художественной композиции обрисовали архитекторы центра компетенций «ВЯЗ». В жизнь его воплотил скульптор Сергей Щербаков. В центре стол, на котором лежит генплан Волгограда. За столом сидит и работает с картой архитектор. Его участь носителя женского пиджака миновала, автор оставил его в вязаной безрукавке. Рядом, немного склонившись над картой, стоит руководитель проекта. Третий персонаж — строитель. По задумке он должен быть в робе и каске. По факту — в свитере и пиджаке, мало похожем на робу.
Очень натуралистично в скульптуре изображен нивелир - главный измерительный прибор при любом проектировании. У него единственного из всей скульптурной композиции есть реальный прототип. Как утверждают в ВолгГТУ, прототипом бронзового нивелира в руках прораба был реальный прибор из их института – кафедры «Гидротехнические и земляные сооружения» ФСиЖКХ.
Сам скульптор Сергей Щербаков подтвердил, что реальных прототипов у героев композиции не было.
— Вдохновлялся портретом архитектора Симбирцева, но лишь как типажом. Намерения добиться портретного сходства у меня не было, - рассказал Щербаков.
А вот вопрос о пиджаках с пуговицами на женскую сторону застал автора врасплох.
— А что с ними не так? Все с ними нормально. И вообще, я сейчас в Москве, не могу говорить, - прервал беседу скульптор.
Но даже этого короткого обрывка разговора достаточно, чтобы понять — пуговицы на женской стороне стали случайностью, а не следованием какому-то историческому факту.
В оправдание промашки скульптора мы нашли упоминание о том, что раньше таким нюансам не уделяли слишком много внимания. На одном из снимков даже Никита Хрущев снят как раз в таком пиджаке с пуговицами на левой стороне. Но нормой это точно не было.
Фото: сайт администрации Волгоградской области. На снимке с пиджаком все в порядке только у губернатора Андрея Бочарова. Рядом автор композиции Сергей Щербаков
Некоторые историки моды пишут о том, что до войны запАх одежды на мужскую и женскую стоону не был жестко регламентирован. Но уже после нее, когда среди мужчин вошло в привычку ношение формы, пиджаки на женскую сторону уже не носили.
Елена Абдулина