Хорошо всё уметь.
Но не дай бог всё самой делать
С просторов интернета
Если у вас нет миллионного бюджета и нескольких лет на дополнительное образование, а мысль о создании своего бренда одежды не дает покоя и мешает спать по ночам — эта статья для вас.
Благодаря развитию онлайн-образования и расширению возможностей организации бизнеса при относительно небольших капиталовложениях все больше дизайнеров запускают производство одежды собственных брендов. При этом чаще всего дизайнер самостоятельно организует все процессы: от разработки моделей одежды до организации всех циклов производственной цепочки и продаж.
Все, кто ввязывается в эту авантюру, проходят один и тот же путь и наступают на одни и те же грабли. Эта статья не ставит перед собой задачу дать академические знания, она поможет понять, как избежать самых типичных ошибок.
Если вы читаете эту статью, значит, так или иначе тема создания и развития бренда одежды для вас актуальна. Самым частым заблуждением здесь обычно является очень расплывчатое представление обо всех деталях процесса — как правило, начинающие видят только глянцевую обложку — эффектные фото изделий на маркетплейсах и в социальных сетях. Это рождает желание примерить и купить вещь, но все трудности организации и ведения бизнеса остаются за кадром. Профессия дизайнера включает в себя очень много разных навыков, а если дизайнер еще и предприниматель, количество его профессиональных компетенций возрастает многократно — он уже по умолчанию некий человек-оркестр!
Бренд одежды — это не только дизайн в чистом виде, не только шитье и конструирование и не только бизнес-процессы. Все эти составляющие взаимосвязаны, как сообщающиеся сосуды, и, безусловно, влияют друг на друга.
Создание и производство одежды, помимо всех бизнес-процессов, состоит из трех основных этапов:
- разработка дизайна;
- конструирование;
- технология.
Первый этап подразумевает постановку задачи, а конструирование и технология — её исполнение.
Причем и конструирование, и технология — не менее творческие этапы, чем разработка дизайна, но они также не лишены и бизнес-составляющей. Каждый процесс требует специальных знаний, он связан с большим количеством информации. Нет смысла становиться гуру в любой из этих областей, но знать и понимать все три процесса необходимо.
Мы не будем углубляться в дебри дизайна, поскольку здесь все очень субъективно, скажу лишь, что, копируя чужие вещи, — делайте это правильно! Изделие, дизайн которого вы повторяете, должно иметь минимум семь отличий от оригинала. Копировать — нехорошо, чужим творчеством надо только вдохновляться — просто напоминаю об этом. На эту тему есть прекрасная книга «Кради как художник» Остина Клеона.
А теперь представим: все готово для того, чтобы покорять сердца ваших будущих клиентов — у вас есть горячее желание, свежие идеи, достаточный бюджет… Предположим, вы провели хотя бы минимальные маркетинговые исследования и изучили продукцию конкурентов, причем неважно, что именно они шьют: бальные платья, пончо для собачек или одежду для новорожденных, абстрагируемся сейчас от этого. Любой швейный процесс состоит из:
- создания лекал;
- покупки материала;
- собственно, отшива изделий.
Первые болезненные грабли — лекала для производства. Это бумажная выкройка, по которой кроят ткань. Для разработки лекал необходимо техническое задание, в котором будут указаны все основные характеристики и параметры будущей модели. Чем больше информации вы дадите конструктору по каждому изделию, тем быстрее и с большей точностью он сможет воплотить саму идею.
Разработка лекал — один из самых важных процессов во всей производственной цепочке. Если изделия, какими бы красивыми и качественными они ни были, что называется, «плохо сядут» — их не купят. Не стоит экономить на услугах конструктора и пренебрегать его квалификацией. Это тот человек, который, понимая идею вашей коллекции в целом, может помочь воплотить ее наилучшим образом. Конструктор определяет основные технологические процессы пошива. И если не обсудить с ним какие-то, неважные на первый взгляд, детали, на выходе можно получить совсем не тот результат, который вы ожидали. Конструктор — ваш самый ценный друг, и его труд — это «несгораемый капитал» в производственной цепочке.
Даже самый квалифицированный конструктор — не телепат и не волшебник. Для создания хорошо сидящих лекал и идеальных пропорций необходимо время. Нужны макеты, примерки и ваше участие в процессе. Не пренебрегайте ими. Помните, что скупой платит дважды. Представление о красивых линиях, пропорциях и объемах у всех субъективное. Не стоит перекладывать ответственность за все это только на плечи конструктора. Если вы найдете «своего» конструктора и со временем поймете, что ваши вкусы схожи, степень внимания можно будет ослабить. Но не перегибайте палку, заставляя его подгонять +/- миллиметр в ту или другую сторону. При дальнейшем отшиве партии эти миллиметры пропадут, просто потому что при раскрое и пошиве всегда существует допустимая погрешность. Процент брака при производстве партии всегда есть, но если брак будет на этапе разработки лекал, вся предыдущая и последующая работа и затраты пропадут впустую.
Вторые болезненные грабли — не стоит покупать ткань, фурнитуру и прочие необходимые материалы сразу на всю партию. После разработки лекал и макетов у вас будет понимание необходимого качества материала и его количества на одно изделие. Велика вероятность, что после пошива первого образца может оказаться, что ткань не подходит по тем или иным причинам. Конечное утверждение материала лучше проводить, когда большая часть образцов сшита, чтобы было детальное понимание состава коллекции и общего бюджета. Есть вероятность, что какие-то материалы необходимо будет заменить, а у каких-то поменять цвета.
На этом этапе необходимо произвести наибольшее количество изделий при максимально эффективном распределении бюджета. Например, купить рулон ткани на одну модель и сшить из него всего пять небольших изделий будет непростительным расточительством. Во-первых, появится вопрос хранения остатков, во-вторых, применяя один материал в нескольких моделях, вы можете сэкономить приличную сумму денег, минимизировав межлекальные выпады, при этом будет повышаться комплектность изделий. Такого рода задачки также лежат в компетенциях дизайнера.
Третьи болезненные грабли могут появиться на стадии организации производства. В зависимости от объема работы, бюджета, сроков и необходимого оборудования подбирается тот или иной формат организации швейного процесса. У каждого есть свои плюсы и минусы. Хорошие швеи и швейные цеха всегда загружены заказами. Сотрудничество с ними стоит планировать заранее. Стоит также иметь в виду, что высокая или, наоборот, низкая цена услуг не является показателем хорошего/плохого качества на выходе.
В России персонал швейных производств — в основном, женщины, и человеческий фактор не стоит сбрасывать со счетов. Швейники народ вообще очень специфичный, но, умея разговаривать с ними на одном языке, то есть зная профессиональную терминологию, например, названия швов и понимая технологические процессы, вы без труда найдете с ними общий язык и сможете получить наиболее выгодные для себя условия. Пилотные образцы лучше отшивать там, где вы планируете впоследствии шить всю партию — после отшива образца вам сразу смогут назвать более точную цену, сориентировать по срокам, и вы своими глазами увидите качество готовых изделий. Если у вас уже есть пилотный образец, то его стоит показать швее или представителю швейного цеха — это будет отправной точкой при дальнейшей работе. На примере пилотного изделия вы можете сказать, что вам нравится или, наоборот, не устраивает в технологической обработке.
Для максимально быстрого и качественного производства партии необходимо своевременно подготовить и закупить все необходимое. Вы должны заранее знать, что и в каких количествах потребуется для производства. Этот процесс не ограничивается покупкой тканей и основной фурнитуры. Есть множество других сопутствующих материалов, нужных для работы: нитки, клеевые материалы, долевые кромки, размерники, составники и так далее. Это все должно быть учтено и приобретено заранее. Потому что если чего-то важного не будет вообще или не хватит в процессе — производство встанет. И вы как заказчик, и производство будете нести убытки. Этот этап по большей части дело техники, но он очень важен. Швейная отрасль, к сожалению, не тот вид производства, где все можно автоматизировать и исключить человеческий фактор. Форс-мажоры здесь неизбежны, это надо принять как факт и быть готовыми к такому повороту событий. Предугадать все проблемные ситуации заранее практически невозможно, но можно обойти значительное число подводных камней, которые обычно возникают из-за незнания особенностей процесса.
Открою вам маленький секрет: самый простой, быстрый и наименее безболезненный путь к заветной мечте — своему бренду одежды — навык шитья. Да-да, базовый курс по шитью закроет миллион возникших в процессе чтения этой статьи вопросов. Курс по шитью обязательно затронет базовые знания материаловедения, работу с лекалами, основную швейную терминологию, оборудование и, самое главное, — вы попробуете и научитесь шить. И второй маленький секрет — это в дальнейшем сэкономит вам много нервов, времени и денег, так как «злые грабли» не встретятся на вашем пути!
Александра Трофимович, дизайнер, портной, преподаватель курса «ДНК дизайнера»