Найти тему
Minsknews.by

Первые женщины — Герои Советского Союза и вратарь в «маске Жданова». Этот день в истории: 2 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 2 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1721 год. Россия становится империей

-2

После победного окончания Северной войны Россия была провозглашена империей, а царь Петр I принял титул Петра Великого, отца Отечества, императора Всероссийского.

Накануне Петр объявил в Сенате, что в знак благодарности за божию милость дает прощение всем осужденным преступникам, освобождает государственных должников и слагает недоимки, накопившиеся с начала войны по 1718 г.

В европейской традиции империей считалась единственная могущественная держава общеевропейского масштаба; таким образом, новый титул русских царей обозначал в глазах Запада резко возросший внешнеполитический вес России. Некоторые государства, также стремившиеся к доминированию в Европе, признали новый статус России далеко не сразу, позднее всего, в 1764 г. — Польша, претендовавшая на часть бывших земель Киевской Руси.

Российская империя, просуществовавшая до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 г., была третьим по площади из когда-либо образованных государств (после Британской и Монгольской империй) — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Черного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Император Всероссийский обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью вплоть до 1905 г. (с этого времени власть монарха была в той или иной степени ограничена косвенно избираемой населением Государственной Думой).

1937 год. Над Кремлем впервые зажжены рубиновые звезды

-3

Рубиновые звезды на башнях Кремля горят днем и ночью и уже многие десятилетия являются одними из самых узнаваемых символов российской столицы. Но до 1935 г. на шпилях были расположены символы царской власти — двуглавые орлы. Заменили их на звезды, которые были выполнены из нержавеющей стали и красной меди. А в мае 1937 г. приняли решение об установке рубиновых звезд.

Эскизы новых звезд подготовил главный художник Большого театра и будущий пятикратный лауреат Сталинской премии Федор Федоровский. Он рассчитал размеры, определил форму и рисунок, предложил рубиновый цвет стекла.

Перед промышленностью поставили задачу сварить рубиновое стекло. Госзаказ получил Донбасский завод. Сложность заключалась не только в том, что никогда прежде в таком количестве рубиновое стекло в нашей стране не производили. По техническому заданию оно должно было иметь разную плотность, пропускать красные лучи определенной длины волн, быть устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться под воздействием солнечной радиации. Специальное рубиновое стекло, отвечающее предъявляемым требованиям, изобрел Никанор Курочкин. До этого создатель новых технологий производства и обработки стекла прославился тем, что выполнил стеклянную часть первого саркофага для мавзолея Ленина, а также руководил процессом изготовления первых в СССР параболических зеркал для прожекторов и телескопов, гнутых стекол для автомобилей, самолетов и морских судов.

Для равномерного и яркого освещения всей поверхности звезды изготовили уникальные лампы накаливания мощностью от 3 700 до 5 000 ватт, а для предохранения звезд от перегрева специалисты разработали особую вентиляционную систему. У кремлевских звезд двойное остекление: внутри — молочное стекло, снаружи — рубиновое. Вес каждой звезды — около тонны.

1938 год. Впервые женщинам в СССР присвоено звание Героя Советского Союза

-4

За 54 года существования высшей награды СССР — звания Героя Советского Союза — были удостоены 95 женщин. Большинство из них, и это закономерно, получили свои награды за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны. И только три — летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова — удостоились высокого звания в предвоенное время.

24–25 сентября самолет «Родина», пилотируемый командиром экипажа Гризодубовой, пилотом Осипенко и штурманом Расковой совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва — поселок Керби (Дальний Восток), протяженностью 6 450 км. Летчицы провели в воздухе 26 часов 29 минут, проявив настоящий героизм, мужество и бесстрашие. С первых часов полета самолет вступил в борьбу со стихией. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на лютом морозе. Топливо закончилось и начали глохнуть моторы, самолет удалось посадить на болото в тайге. Женщин нашли через 10 дней. В Москве отважных летчиц ждала триумфальная встреча.

1959 год. Вратарь впервые надел маску в играх НХЛ

-5

Этому историческому событию предшествовал неприятный эпизод: голкиперу «Монреаль Канадиенс» Жаку Планту на скорости 100 км/ч влетела в лицо шайба, запущенная ударом клюшки хоккеиста «Нью-Йорк Рейнджерс» Энди Бадгейта. Травмированного вратаря унесли с площадки и наложили очередные семь швов. Прикинув, что общий счет шрамов на его физиономии зашкаливает уже за двести, Плант решил, что эти семь станут для него последними. Нет, он вовсе не собирался покидать лед навсегда, он всего лишь смастерил из подручных средств — фибергласа и резины — преграду между лицом и шайбой. Плант не был первым вратарем, использовавшим маску (в 1929 г. ее надел его земляк, вратарь команды «Монреаль марунз» Клин Бенедикт, а на международных соревнованиях это сделал японец Тейеки Хомна в 1936 г.), но он стал первым, кто сделал маску обязательным атрибутом экипировки хоккейного голкипера.

Безусловно, это была революция в хоккее, и первопроходцу пришлось нелегко. Плант пытался опробовать различные варианты масок и раньше, на тренировках, но это страшно не нравилось его тренеру — ярому консерватору Тоу Блейку. Наставник считал, что маска ограничит видимость голкипера и, создав у него чувство безопасности, не позволит правильно сфокусироваться на игре. Поначалу не нравилось это и публике, которая восприняла подобную защиту как проявление трусости. Но Жаку, нонконформисту и эксцентрику (среди его хобби значилось, например, вязание), было плевать на чужое мнение. Мастерство Планта к тому времени было общепризнанным, в его багаже имелось уже четыре Кубка Стэнли и четыре приза лучшему вратарю лиги. Найти ему равноценную замену было невозможно, так что Жак считал себя вправе ставить условия. Тем более, что рисковать здоровьем больше не желал: он уже пережил четыре перелома носа, два — скулы и имел «пробоину» лобной кости. В итоге тренеру «Монреаль Канадиенс» пришлось согласиться с тем, что Плант будет играть в маске не только на тренировках, но и в официальных играх. Вскоре и другие вратари, вдохновленные примером Планта, стали выходить на лед в масках.

В СССР же еще в начале 1960-х хоккейные стражи ворот играли с открытым лицом. Первым маску надел вратарь воскресенского «Химика» Анатолий Рагулин, брат знаменитого защитника ЦСКА Александра Рагулина. Это случилось после того, как в 1962 г. на одной из тренировок шайба прилетела ему в глаз. О том, что за океаном вратари играют в масках, было уже известно, но что это за маски, из чего сделаны, а главное, где их взять, было неведомо. Тем не менее вскоре на лице у Рагулина появилась металлическая маска.

Много лет спустя сам Рагулин рассказал удивительную историю ее происхождения. Мать хоккеиста, озаботившаяся здоровьем сына, нашла мастера, который, по слухам, мог сделать все что угодно, — настоящий Кулибин! К нему и отправился вратарь «Химика». Выслушав пожелания хоккеиста, мастер прямо при нем приступил к выполнению заказа. Он взял пылившийся в мастерской бюст известного коммунистического деятеля недавнего прошлого Андрея Жданова и быстренько… отпилил ему голову ножовкой. Затем отрезал лицевую часть с ушами, сделал отверстия на месте глаз, рта и ноздрей, отшлифовал и предъявил результат заказчику. Рагулин был шокирован увиденным и потом, всякий раз одевая «маску Жданова» перед игрой, боялся, что кто-то прознает про это идеологическое кощунство.

1988 год. Публикация в «Известиях» первого в истории интервью с руководителем Главлита

-6

Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) — орган государственного управления СССР, осуществлявший цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в средствах массовой информации. За всю историю главного цензурного органа страны, а началась она в 1922 г., интервью его руководитель никогда не давал. И вот — эпоха гласности, и Владимир Болдырев решил поделиться секретами все еще существовавшей официально цензуры с «Известиями». «Больше демократии — меньше тайн. Откровенный разговор с начальником Главлита СССР» — так была озаглавлена статья.

По словам Болдырева, в эпоху перестройки возглавляемое им ведомство претерпевает серьезные изменения: снимаются ограничения на материалы, опубликование которых не наносит ущерба оборонным и экономическим интересам страны, а также на распространение информации, которую иностранные разведки и так могут легко получить с помощью высокоразвитых технических средств.

«Не только журналисты, но и многие внимательные читатели могут назвать десятки ранее закрытых тем и сведений, ныне широко освещаемых в печати. Это аварии в промышленности и на транспорте, преступность и заболеваемость, экологические проблемы и т. д.», — констатировал главный официальный цензор страны.

По информации Болдырева, в общие фонды библиотек возвращено более 7,5 тыс. наименований ранее запрещенных книг. Он не назвал их, но из печати уже было известно, что это мемуары Александра Керенского, Павла Милюкова, Петра Краснова, книги Сергея Есенина, Ивана Шмелева, Бориса Замятина, Бориса Савинкова, Антона Деникина. Вместе с тем, как отметил Болдырев, все еще остаются в закрытом режиме и спецфондах «издания, разжигающие национальную рознь, порнографические», их — около 400…

Окончательно Главлит был упразднен, а Болдырев отправлен в отставку 25 декабря 1991 г. — в день, когда Михаил Горбачев простился с нацией как президент.

Конечно, Главлит выполнял большую и важную работу по обеспечению сохранности государственных секретов и тайн. Однако, по признанию его сотрудников, сделанных, впрочем, уже после упразднения ведомства, 10–15 % от общего количества текстов цензоры Главлита «снимали без всякой пользы». В своей поэме «Теркин на том свете» Александр Твардовский, неоднократно критиковавший деятельность цензоров, писал:

Весь в поту, статейки правит,
Водит носом взад-вперед:
То убавит, то прибавит,
То свое словечко вставит,
То чужое зачеркнет.
То его отметит птичкой,
Сам себе и Глав и Лит,
То возьмет его в кавычки,
То опять же оголит…

Структура Главлита была разветвленной, а деятельность обширной. Его сотрудники контролировали буквально все — от вывоза рукописей за рубеж и ввоза иностранных изданий до сценариев для новых кинофильмов и спектаклей, а также готовящихся к изданию книг, брошюр, журналов и даже этикеток для бутылок со спиртным и спичечных коробков. Чтобы иметь представление о тотальном характере цензуры, достаточно сказать, что работникам Главлита полагалось проверять перед каждым очередным изданием даже сочинения классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого. Хотя их до того цензоры уже штудировали десятки раз и все до последней запятой было вычищено.

Смотрите также: