Наверное, каждый человек с водительским удостоверением в курсе, что означает октановое число бензина: это показатель его устойчивости к детонации. И без сомнения каждый владелец авто прекрасно знает, чем потчевать свою ласточку: 92-м, 95-м или чем-то более премиальным - всё зависит от автомобиля. Но, пожалуй, ни об одном из показателей качества топлива не ходит столько слухов и легенд, как об октановом числе! Рассмотрим самые «народные». Быть может, некоторые факты станут для кого-то открытием…
АИ-92: от элитарности к исчезновению
В Советском Союзе его неохотно заливали: из-за дороговизны. А сегодня это одна из самых ходовых марок — и дело опять-таки в цене. Вообще у АИ-92 богатая история. Вспомним парочку фактов, пока сам 92-й не ушёл в прошлое, как то пророчат ему уже с десяток лет.
Самый дорогой бензин
Когда советские дороги заполонили «Жигули», АИ-93 (ну, тот же 92-й) стоил «бешеных» денег — 10 копеек за литр. Заправка бака обходилась почти в 4 рубля! Для сравнения цена 76-го на заправках была на 25% ниже, а у «барыг» и вовсе — купить 20-литровую канистру 76-го можно было за рубль. И тогда такие продавцы не гнушались подсовывать суррогат доверчивым автолюбителям, пытавшимся сэкономить: так и ездили, пока мотор не отдаст концы.
Кроме «Жигулей»
Сегодня, как мы знаем, вся тяжелая техника заправляется дизелем. А в СССР грузовые Уралы-375, к примеру, или автобусы ЛиАЗы-677 потребляли АИ-93!
Цветной бензин
Интересен и тот факт, что в 70-80-е годы октановое число можно было «считать» по цвету бензина — его специально окрашивали. АИ-93 изначально имел синий цвет (с 1979 года — оранжево-красный). А-72 был бесцветным, А-76 — зелёным (с 1979 года — жёлтым). АИ-98 первоначально был жёлтым, а с 1979 года его стали окрашивать в синий. Цветовая палитра помогала водителям определять нужную марку топлива на глаз.
92-й лучше 76-го
Итак, самый популярный миф: низкооктановый бензин = плохой бензин. Это неправда. Бензин и ниже 92-го (например, 76-й или 80-й) может соответствовать всем ГОСТам. Просто низкооктановое топливо нацелено на работу в моторах с низкой степенью сжатия, а не с высокой, и качество тут ни при чём.
В Америке 92-й качественнее, чем в России
Начнём с того, что АИ-92 отечественного производства и американский АИ-92 — разные виды топлива. Октановые числа в США — это среднее арифметическое между моторным и исследовательским числами у нас. Поэтому российский 95-й бензин — это 91-й американский. А 87-й из Америки — это наш 92-й.
АИ-92 и АИ-95 нельзя мешать
Якобы эти марки разной плотности, а значит, в топливном баке они должны расслоиться. Это не так. Октановое число бензина и его плотность не имеют связи между собой. Поэтому, если в бак к 95-му подлить 92-го, то ничего страшного не произойдет. Впрочем, если кто захочет поэкспериментировать, делать это нужно, конечно, только при заправке на официальной АЗС.
Больше новостей в нашем телеграм-канале📩
92-й бензин исчезнет уже завтра
Он должен был кануть в лету ещё в 2011 году, потом его существование продлили до 2015-го. А по факту — жив и востребован сегодня. Да, спрос на старый добрый 92-й утихает, но не сказать что стремительно. Особенно сейчас — когда это единственное более-менее доступное по цене топливо для легковушек: больше четверти их ездит на 92-м. Кстати, в Европе такого бензина уже давно нет.
АИ-95: всегда в цене
95-й бензин признан самым популярным и экономичным видом топлива в России. Оптимальные показатели октанового числа обеспечивают стабильную работу двигателей легковых автомобилей, внушительное большинство которых и ездят именно на этом виде бензина.
95-й бензин лучше 92-го
…как и 92-й лучше 76-го, как писали выше. Объясним подробнее, почему величина октанового числа не связана с качеством бензина. Потому что любой мотор изначально проектируется под бензин с определённой антидетонационной стойкостью. То есть определённый вид топлива — для определённого мотора. 76-й бензин безукоризненного качества не подойдёт для мотора с высоким давлением в конце такта сжатия, а от 100-го бензина настанет конец, например, «Волге».
95-й разбавляют чаще остальных
Вообще при желании предприимчивые дельцы могут разбодяжить любое топливо. Вопрос в том, ГДЕ и У КОГО Вы покупаете горючее для своего железного коня. Так что это пресловутое утверждение не имеет отношения к промышленному производству. Все виды топлива, производимые на специализированных предприятиях, соответствуют высшему — 5 классу — качества. За этим строго следят.
АИ-95 был самым дорогим в Советском Союзе
А вот и нет. Его цена была такой же, как и у АИ-93 — 10 копеек за литр. Но 95-й при этом продавали только по талонам и далеко не везде.
Не присвоили цвет…
Как мы уже рассказывали выше, каждая марка бензина во времена СССР «маркировалась» собственным цветом. А к АИ-95 стандарт требований по цвету не устанавливал: дело в том, что 95-й в те времена существовал как бы вне общесоюзных стандартов — такая вот белая бензиновая ворона.
АИ-95 — только для элиты
Это правда, только актуальная для советского времени. 95-й предназначался для автомобилей с двигателями, имеющими высокую степень сжатия: это, к примеру, 117-й ЗИЛ или «Чайка».
АИ-98 и 100: не для всех и каждого
Высокооктановые марки бензина буквально обросли мифами и домыслами: из-за откровенной рекламы и чистого вымысла производителей. Но сейчас мы попробуем во всём разобраться.
Бензин с высоким октановым числом подходит любому автомобилю
И это — опасное заблуждение. Моторы старого образца не получат от премиального бензина никакой пользы. Это в лучшем случае. В худшем — соберут букет серьёзных проблем: сгоревшие клапаны и изношенные цилиндры.
Показатели расхода снизятся на 15% и более
Наглая, наглая ложь… Таких показателей не удастся достичь, даже смешивая самые технологичные присадки. И кристально очищенный сотый бензин не способен снизить расход более чем на 12%.
Технология производства секретна
Мол, высокооктановое топливо изготавливается уникальным способом. Это просто рекламный трюк: технология и присадки, используемые в процессе изготовления АИ-98 и 100, всем давно известны.
Литий повышает эффективность сгорания топлива?
Нет. Литий добавляют в бензин как катализатор, но его концентрация настолько низка, что какое-либо влияние на сгорание топлива весьма незначительно.
АИ-98 лучше очищает двигатель от накипи и грязи
Никаких компетентных доказательств этому нет. Очищающие добавки есть во всех типах бензина, включая АИ-95. А более эффективный способ поддержания чистоты двигателя — надлежащее техобслуживание и использование высококачественного масла.
Высокооктановый бензин нужно иногда заливать в бак для профилактики
Есть мнение, что это способствует сгоранию шламовых отложений. Но лучше не экспериментировать: кто знает, где та грань, после которой начнут гореть клапаны и прокладки?..
Какие ещё мифы и факты знаете о разных видах бензина? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на наш канал!