Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Что такое логопеды "машем-пляшем", и почему они помогают не всем?

Среда мам детей-инвалидов, достаточно циничная, так уж повелось, что на фоне глубокой моральной травмы рождение хладнокровного цинизма не редкость. Страдают им не только мамы сложных детей, но и врачам часто приписывают, особый врачебный юмор. Расскажу об одном явлении, прямо относящимся к логопедической среде.

Думаю, среди моих подписчиков найдутся мамы, которые расскажут истории, как они с не говорящим ребенком ходили к логопеду в логопедические центры или на реабилитации. Специалист вручал ребенку в руку игрушку или кубик, долго учил его понятиям да, на, бух. И иногда ребенок даже начинает повторять данные слова, но только в узких ситуациях. Когда он визуально видит падение, он кричит бух, еще обычно появляется навык наглядного соотнесения двух одинаковых предметов, на этом, собственно, и все. Имя свое как не понимал, так и не понимает, на картинках ничего не показывает, на слух ориентируется с трудом, а даже если и показывает, и ориентируется на слух, то речи все равно почему-то нет. Да он стал более контактный, пытается участвовать в играх катает машинку туда-сюда, вроде бесцельно, но все же катает, но как не говорил, так и не говорит.

Источник freepik.com, фото из открытого источника.
Источник freepik.com, фото из открытого источника.

Что это за специалисты и почему их методы работают не для всех? Обычно это классические логопеды-педагоги, отталкивающиеся в своем развитии от онтогенеза здорового ребенка, базирующегося на нормальном, здоровом восприятии. И метод действительно работает, для детей с легкой темповой задержкой, которые бы и так заговорили чуть позже. Обычно эта задержка возникает за счет недополучения знаний из окружающего мира, необходимых для запуска речи. Сейчас такой ребенок не редкость, в мире гаджетов, простое человеческое общение сводится к минимуму, что тормозит детское развитие. Благодаря усиленному общению, ребенок преодолевает свою задержку и речь запускается. Обычно такие дети достаточно хорошо выходят в норму. Далее специалисты работают с ними по коррекции звуков, иногда у них остаются небольшие нарушения фонетического восприятия и грамматические огрехи.

Почему же особые мамы, так не любят этот класс специалистов что дали им такое презрительное название. Все просто- не работает их система для сложных детей, не работает от слова совсем и никак. И самое ужасное, что обычно такие специалисты берутся за сложного ребенка, машут и пляшут вокруг него несколько лет, а речь дальше ориентации в зрительной-наглядной ситуации и того самого слова бух на падение предмета не идет. Маме говорят, что ребенок тяжелый, вот и застрял, и тут вообще мало что поможет, ибо причина в психиатрии, а с ней их работать не учили. Мама в слезы, ребенок списан, семья в раздрае.

Итак, почему же система не работает и в чем же дело? В основе сложностей восприятия таких малышей далеко не всегда лежит именно психиатрия. Часто причиной нарушения речи становится неврологи. Нарушение восприятия различных зон головного мозга относится в область нейропсихологии и клинической логопедии. Эти специалисты отталкиваются не от онтогенеза здорового малыша, а от самого нарушения. Ребенок со слуховой агнозией никогда не разберет значения песен и стихов, сколько ему не пой. Такого малыша нужно учить азбуке и давать ему слова через чтения. Ребенок с речевой апраксией в лучшем случае с трудом скажет б, а если безумно постарается через год б станет бу, а потом и бух. И вымученное бух он будет говорить чисто. В его арсенале будет несколько таких многострадальных, но целых слов. На этом все, речь остановится. Такой малыш может даже все понимать, но каждое слово, каждый артикуляционный уклад у такого ребенка требует отдельной постановки и отработки, опять же через понятия букв и чтение.

А теперь вспомним логопедов машем-пляшем, дают ли они чтение своим ученикам? Чаще всего нет. Ведь по онтогенезу учить читать обычно начинают с пяти лет. Про речевые укладки и говорить нечего, обычно эти специалисты даже не знают, что это и для чего, их учили ставить недостающие звуки после пяти, и уж ни как ни создавать речь заново. К пяти годам, сложный ребенок с нарушенным восприятием просто будет сидеть и проваливаться в пропасть.

Сейчас очень много тренингов для родителей, как заниматься и развивать своего ребенка. Это хорошо, так как семья становится более сознательной и понимает необходимость занятий, но выбирая тренинга родитель должен понимать с каким специалистом он сотрудничает. Подходит ли его ребенку нормы онтогенеза здорового ребенка с простой задержкой, будет ли толк от таких занятий или дальше зрительно-образного и действенного восприятия их ребенок не пойдет, что вгонит маму в еще большую депрессию. Я не против данных тренингов, и даже считаю, что они полезны, но нужно применять их с пониманием дела, осознанием разницы в восприятии сложного ребенка с нарушенным онтогенезом восприятия, строго по назначению. То есть не давать то, что для такого ребенка в силу его проблемы бесполезно, не упускать время, так сказать.

Я не осуждаю и не исключаю необходимость разных педагогов, но считаю, что нужно говорить об их разнице и правильно расставлять акценты в работе, а что Вы думаете?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признател