Преподобный отец наш Паисий вернулся с Синая на Афон в мае 1964 года. Первой его заботой был поиск старца, которому он мог бы оказывать послушание. Он оставил свои немногие вещи в одном из магазинчиков в Кариес и пошёл на Капсалу, где подвизался русский духовник иеромонах Тихон. Отец Паисий познакомился со старцем в Эсфигмене около десяти лет назад. Он попросил у отца Тихона духовного руководства и даже нашёл недалеко от него пустующую келью, где мог бы поселиться. Когда он вернулся в Кариес за вещами, то встретил там антипросопа монастыря Филофей, который стал убеждать его поселиться в келье старца Августина, которого к тому времени забрали в монастырскую больницу. Отец Паисий отказывался и говорил, что уже нашёл себе келью на Капсале, но антипросоп был очень настойчив, и в конце концов отец Паисий ответил: «Буди благословенно».
Когда он пришёл вместе с антипросопом в Филофей, один из членов Духовного собора воспротивился тому, чтобы отцу Паисию дали келью недалеко от Филофея, и сказал: «В Иверском скиту тоже есть пустые каливы!. .» Отец Паисий повторил: «Буди благословенно» — и пошёл прямиком в Иверский скит, где отцы предложили ему поселиться в каливе Святых архангелов.
Пятнадцать калив и келий Иверского скита Честного Предтечи рассеяны по склонам густо заросшего деревьями и кустарником оврага. Калива Святых архангелов находится выше других, с солнечной стороны. Калива представляла собой довольно большое строение с храмом и тремя кельями, нуждавшимися в ремонте. Отец Паисий немного привёл в порядок одну из келий и всё лето 1964 года ремонтировал каливу. Также он расчистил заросший огород и сделал запас дров на зиму. Осенью он собрал урожай с принадлежавших каливе масличных деревьев и заготовил оливковое масло.
Сам преподобный, как обычно, довольствовался малым. За все эти работы он взялся по той причине, что некоторые юноши, с которыми он познакомился в Афинах и на Синае, собирались приехать к нему и стать его послушниками. Готовясь к этому, он хотел приготовить всё необходимое к их приезду, чтобы они, ни на что не отвлекаясь, могли посвятить себя главному деланию монаха —молитве и чтению святоотеческих книг. В письме, отправленном в июле 1964 года, он написал: «Вижу, что дело идёт к тому, что у нас здесь будет небольшое братство. И, по правде говоря, меня это очень расстраивает, потому что я привык жить один и, насколько понимаю, оставаться одному мне было бы духовно полезней. Я немало просил об этом Господа, но по всему видно, что воля Его в том, чтобы я принял послушников.
Я ходил с этим вопросом к своему духовнику отцу Тихону, и он сказал мне, что я должен принимать тех, кто захочет жить рядом со мной. „В крайнем случае, — говорит, — построй себе чуть подальше небольшую каливку — будешь там уединяться“. Затеял я и ремонт каливы, потому что, возможно, скоро сюда приедут наши друзья, и я, насколько возможно, должен обеспечить им нормальные условия для жизни. <…> Месяца три уже работаю не покладая рук. Слава Богу, многое уже сделано. Со всем внешним хорошо бы покончить за год, чтобы начать главное монашеское дело — молитву и чтение святых отцов. Ну и как второстепенное занятие—какое-нибудь небольшое рукоделие. Так мы будем жить беззаботно, и это даст братьям возможность сосредоточиться на высшем. <…> А когда пройдёт время, я думаю построить метрах в ста друг от друга каливы для братьев, чтобы подвизаться „всем вместе и каждому по отдельности“. Я ведь попробовал все виды монашеской жизни и понял, что лучше всего человек очищается в безмолвии».
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь