Однако пока стоимость по-прежнему космическая.
Ситуация на рынке топлива в целом начала стабилизироваться, тем не менее, на следующей неделе Госдума планирует провести совещание с участием представителей ФАС.
«Видим, что есть необходимость проанализировать закупку аграриями нефтепродуктов с мелкооптовых нефтебаз и по другим каналам, чтобы исключить завышение цен на ГСМ», — отмечал заместитель председателя Госдумы Алексей Гордеев.
«Сейчас никто не спешит закупать его какими-то большими объемами, сельхозпроизводители приобретают его по мере необходимости», — уточнил он. Что касается цены, то наблюдается тренд на ее снижение: сейчас она находится на уровне 65-70 руб./л (76-80 тыс. руб./т). «Цена по-прежнему космическая», — подчеркивает Гончаров.
Приемлемая для аграриев цена, по его мнению, должна быть даже ниже, чем в июле — тогда она находилась на уровне 55 руб./л (65 тыс. руб./т). «При такой стоимости топлива рентабельность сельхозпроизводителей в большинстве регионов отрицательная», — оценивает депутат. Он считает, что оптимальной была бы цена на топливо уровня мая, когда дизель стоил около 47 руб./л (55 тыс. руб./т).
Цена на топливо пока не вернулась на уровень середины июля — начала августа, но Минсельхоз рассчитывает, что с учетом комплекса принятых мер ситуация по цене стабилизируется, говорил замминистра сельского хозяйства Андрей Разин в ходе выставки «Золотая осень — 2023». При этом он отмечал, что для того, чтобы избежать повторения недавней ситуации, связанной с резким ростом цен и отсутствием топлива в ряде регионов, сельхозпроизводителям имеет смысл выходить на прямые контакты с поставщиками.
Эта идея ведомства правильная, считает Гончаров. Однако сегодня множество нефтебаз и так принадлежат ключевым нефтяным компаниям, таким как «Роснефть», «Лукойл». «По большому счету, закупку там топлива можно рассматривать как прямые продажи. Однако у них, как и у всех, не было в наличии топлива, и также, как и у всех, выросли цены», — напоминает он. А, например, приобретать топливо через биржу далеко не всем под силу. «Это довольно трудоемкий процесс, требующий инфраструктуры, которой немногие из аграриев могут похвастаться — только крупные агрохолдинги», — обратил внимание Гончаров.
Фото для иллюстрации взято из открытых источников