Летом 2021 года житель Москвы Станислав заказал несколько предметов одежды за 2787 руб. в мобильном приложении ЦУМ.
Платеж прошел успешно, однако деньги ему вернули. Продавец отметил, что не сможет прислать товары, поскольку их нет в наличии.
Станислав написал в магазин претензию: он потребовал предоставить товар за обозначенную в заказе стоимость. Но ЦУМ в этом отказал, указав, что в результате технического сбоя цены в магазине были показаны некорректно.
Не согласившись с ответом, Станислав подал в суд и просил обязать ЦУМ заключить с ним договор купли-продажи. Второя сторона направила встречный иск и потребовала признать заключенную сделку недействительной.
Магазин ссылался на технический сбой: при правильном отображении цен товары, выбранные покупателем, стоят в 846 раз дороже.
Три судебных инстанции встали на сторону магазина. Суды указали, что техническая ошибка явно следует из цен, которые отобразились во время сбоя в работе площадки. А потребителя суды обвнили в злоупотреблении правом – он знал, что на самом деле товары стоят дороже, и скидок на них нет.
Суды отметили, что ответчик заключил договор под заблуждением. Продавец бы не совершил сделку на столь невыгодных для себя условиях.
Верховный суд отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
«Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключённом договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе» – отметила высшая инстанция.
Судьи отказались признавать сделку недействительной:
«Суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учётом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон (п. 5).
По настоящему делу действия продавца по заключению договора выразились в размещении им публичной оферты с описанием товара и указанием цены на него.
При акцепте данной оферты покупателем договор считается заключённым».
ЦУМ получил плату за товары, но не передал их Станиславу. А затем изменил цену, обозначенную в момент оформления заказа. По закону у покупателя есть право получить товары по той стоимости, которая указана в интернет-заказе. В этом случае – 2787 руб.
Суды не указали, в чем именно заблуждался торговый дом в этой ситуации. Также в деле нет доказательств, что технический сбой был, а это имеет значение.
Если в нем виновны третьи лица, суду следовало обсудить, исходило ли предложение приобрести товар по заниженной цене от ЦУМ. Кроме того, суды не указали, как Стаснислав должен был распознать какую-либо ошибку со стороны продавца, ведь продавец регулярно проводит акции.
Подписывайтесь на наши социальные сети и поддержите нашу работу!