Избранный на прошлой неделе спикер палаты представителей республиканец Майк Джонсон во главе группы конгрессменов-республиканцев представил законопроект, предусматривающий выделение Израилю военной помощи на $14,3 млрд за счет сокращения бюджета налоговой службы США (IRS) на $14,3 млрд. Еще в конце прошлой недели в своем интервью для Fox News Джонсон подтвердил намерение вынести на голосование вопрос об оказании поддержки Израилю, используя уже выделенные средства.
Тогда же он выступил против объединения пакетов помощи для Израиля, Украины и Тайваня в один на общую сумму $105,85 млрд. Соответствующий запрос президента Джо Байдена конгрессу поступил 20 октября.
На рассмотрение палаты документ поступит в среду, 1 ноября, голосование по законопроекту может пройти днем позже, в четверг. Вечером 31 октября (по Москве) спикер палаты представителей обсудил законопроект с госсекретарем Энтони Блинкеном. Двухпартийная группа в палате написала Джонсону письмо с просьбой проголосовать по общему пакету помощи Израилю, Украине и Тайваню.
В минфине США заявили, что предложение Джонсона использовать для помощи Израилю часть бюджета IRS негативно отразится на возможности налогового ведомства выполнять задачи. «Законопроект увеличит дефицит бюджета, так как поможет обеспеченным лицам и корпорациям уклоняться от налогов, увеличивая налоговую нагрузку честных, трудящихся семей», – цитирует пресс-секретаря ведомства Forbes.
В доказательство своей эффективности налоговая служба сообщила, что за период после принятия закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act) 16 августа 2022 г. вернула в бюджет недостающие $160 млн, изъяв их у 275 лиц, чей годовой доход выше $1 млн и чьи налоговые задолженности составляют не менее $250 000. В материале отмечается, что сокращение бюджета ведомства лишит его возможности проводить похожие мероприятия и «позволит богатым лицам и большим корпорациям уклоняться от необходимости делать свой вклад».
Конгрессвумен-демократ Дебби Вассерман-Шульц заявила, что помощь Израилю не должна сопровождаться сокращением бюджета федеральных ведомств. «Я глубоко взволнована тем, что спикер Джонсон сделал помощь Израилю частью политической игры», – написала политик на своей странице в соцсети X (бывший Twitter).
Помимо урезания бюджета налоговиков, критику вызвал факт отсутствия в законопроекте статей расходов на обеспечение поддержки Украины. Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер обвинила республиканцев в политизировании национальной безопасности США.
Для одобрения законопроекта необходимо, чтобы за него проголосовали в обеих палатах конгресса. И если в палате представителей республиканцы могут собрать достаточное количество голосов (необходимо больше половины), то в сенате большинство все еще за демократами.
При этом некоторые республиканцы из верхней палаты выступают против разделения украинского и израильского пакетов. Лидер республиканцев в сенате Митч Макконнелл подчеркнул необходимость оказать помощь обеим странам в рамках единого пакета. Аналогичную позицию высказал сенатор-республиканец Линдси Грэм.
Перед тем как законопроект Джонсона, даже в случае одобрения палатой, будет вынесен на голосование в сенате, его должны будут обсудить в профильных комитетах. Глава сенатского комитета по иностранным делам Бен Кардин уже заявил, что предложение Джонсона в нынешней форме (c урезанием бюджета IRS) обречено на провал.
20 октября президент Байден запросил у конгресса $105,85 млрд на военную помощь Украине, Израилю и Тайваню. Республиканцы в палате представителей выступили против комбинированного пакета. Но руководители обеих партий в сенате заявили о готовности рассмотреть запрос президента. 31 октября в сенатском комитете по ассигнованиям начались слушания по этому вопросу.
Демократы не хотят поддерживать Джонсона, но приближающиеся выборы и ситуация на Ближнем Востоке могут вынудить их обсудить его предложение, считает руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. При этом эксперт подчеркнула, что динамичное развитие событий в Израиле и секторе Газа может вынудить демократов на время отодвинуть вопрос об оказании помощи Украине на второй план. Она отмечает, что, учитывая уровень разногласий между партиями, нельзя исключать, что демократы все-таки попытаются протолкнуть комбинированный пакет помощи.
«В нынешней ситуации все становится предметом торга», – полагает Журавлева.
С экспертом соглашается старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Лев Сокольщик. Он считает, что предложение Джонсона – часть политического торга между демократами и республиканцами. По мнению Сокольщика, обе стороны предлагают максимальные запросные позиции, чтобы иметь возможность выторговать приемлемую друг для друга сделку. Для республиканцев важны такие вопросы, как безопасность границы и проблемы госдолга.
Если демократы смогут пойти на уступки в этих и других вопросах, то, возможно, тогда республиканцы будут готовы одобрить помощь и Израилю, и Украине. Но, как объясняет Сокольщик, необходимо учитывать, что США входят в электоральный сезон, что еще больше радикализует повестку обеих партий. «Партиям будет сложно найти компромисс, соответственно, Байдену будет труднее объединить пакеты помощи для Израиля и Украины. Однако вопрос оказания помощи второй не закрыт, он остается предметом споров и торга внутри республиканской партии и между демократами и республиканцами», – резюмировал Сокольщик.