Часто можно слышать от наших клиентов такое выражение - "когнитивный тренинг". А есть еще когнитивная стимуляция. Одно ли это и то же и что нужно больным, страдающим деменцией?
❗️Когнитивный тренинг - это целенаправленная тренировка определенных когнитивных функций.
Например, памяти или речи. Обычно когнитивный тренинг не такой уж увлекательный, как и любая тренировка. В когнитивном тренинге могут быть цели, до которых пациент должен доработать, развить и натренировать.
❗️Когнитивная стимуляция - это, скорее, активность, которой человек увлечен, но конкретно определенные функции не тренируются.
Например: рисование по номерам - вполне увлекательное занятие, но задача не в том, чтобы научиться различать цвета и цифры, а в том, чтобы провести с удовольствием и пользой время.
При когнитивной стимуляции, конечно, задействуются когнитивные функции, но не тренируется какая-то определенная. Цели, до которой нужно дойти, тут тоже может и не быть. И измерить эффект сложно.
Получается, что это и полезно, и приятно, но стоит ли овчинка выделки? Так ли нужны эти тренинги и стимуляции?
И то, и то полезно, но существенных доказательств 100%-ой пользы в предотвращении деменции научный мир пока не дает. Но занимаясь, мы определенно наращиваем когнитивный запас. Что, возможно, поможет нам с вами в будущем.
Однако, если тренировать определенные функции (завязывание шнурков, как держать ложку или зубную щетку, застегивать пуговицы и тд), или проводить время с больным, раскрашивая мандалы или вылепливая снеговиков, то качество жизни семьи с близким с деменцией несомненно может стать чуть лучше.
📌 Когнитивной стимуляцией могут прекрасно также стать:
- любые посильные домашние дела (пылесос, протирание пыли, мытье посуды, смена постельного белья и т.п.);
- любое творчество, вызывающее интерес;
- настольные игры;
- танцы, прослушивание музыки прошлых лет;
- совместный просмотр фотоальбомов;
- пальчиковая гимнастика...
В общем, любые занятия, которыми можно увлечь вашего больного человека. Ничего, что потом что-то нужно будет переделывать. Зато какое-то время больной будет занят. Старайтесь делать всё вместе.
Предложу вам ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ, которыми можно заняться с человеком, страдающим деменцией.
📌 ВАЖНО:
- Выбирайте то, что понравится именно вашему больному.
- Не стоит навязывать эти занятия.
- Занятия чередуйте: сегодня позанимались лепкой, завтра - рисованием, послезавтра еще чем-то.
ПРИМЕРЫ:
🔵 Назвать (записать) разные слова, которые начинаются на слог МА- (ЛО-; КО- и т.п.)
▪️ машина
▪️ маска
▪️ малыш…
🔵 Найти в группах слово, которое лишнее (не соответствует данной группе):
▪️ вилка, ложка, утюг, нож
▪️ треугольник, куб, стол, прямоугольник
▪️ кофта, юбка, брюки, шкаф
▪️ зеленый, газета, белый, красный, синий
▪️ весна, дерево, осень, лето, зима
▪️ тюльпан, роза, садовник, ромашка
▪️ Катя, Наталья, Вера, Степан
🔵 Написать слова в обратном порядке:
▪️ лук – кул
▪️ ложка – акжол
▪️ стол – лотс
▪️ молоко - околом
▪️ самовар – равомас...
🔵 Предложить подопечному продолжить пословицы и поговорки:
▪️ Без труда …
▪️ В тихом омуте …
▪️ Кто рано встает …
▪️ В здоровом теле …
🔵 Приготовьте карточки с названиями месяцев (днями недели):
▪️ сложить их в правильной последовательности
▪️ сложить их в обратной последовательности
▪️ сложить их по временам года
🔵 Нарисовать на циферблате стрелками:
▪️ время ужина
▪️ время обеда
▪️ время завтрака
🔵 Взять некоторое количество разных геометрических фигур разного цвета:
▪️ сложить их по группам по цветам
▪️ сложить одинаковые фигуры
🔵 Разгадывание кроссвордов
🔵 В таблице среди разбросанных букв, найти спрятанные слова (покупаются специальные пособия или можно сделать самим, но это дольше, конечно)
🔵 Словодел - из букв составляются слова
🔵 Нарисовать фигуры в зеркальном отражении
🔵 Попросить подопечного повторить 3 (5) слов, (для подопечного проговаривать слова медленно и несколько раз):
▪️ кукла, магазин, автобус
▪️ мука, лошадь, театр
🔵 Приготовьте несколько кругов разного цвета. Под каждым кругом написан словами не тот цвет, который у этого круга:
▪️ попросить подопечного назвать правильный цвет кружочка
▪️ попросить показать правильный цвет для каждого круга
🔵 Попросить подопечного назвать или написать цвет каждого слова:
▪️ небо _________
▪️ облака _________
▪️ апельсин _________
▪️ помидор ____________
▪️ огурец ______________
🔵 Попросить написать подопечного группы из:
▪️ 10 названий птиц
▪️ 10 названий цветков
▪️ 10 женских имен
▪️ 10 мужских имен
▪️ 10 названий животных
▪️ 10 названий продуктов из магазина
🔵 Попросить подопечного ответить на вопросы:
▪️ какой сегодня день недели?
▪️ сколько минут в одном часе?
▪️ какое время суток (года) сейчас?
▪️ сколько времени надо на принятие душа?
📌 ПОМНИТЕ:
Самое важное в общении сейчас – не обмен информацией, знаниями, не задавание продвигающих вопросов или анализ ситуации, а обмен эмоциями. Дайте понять своему больному человеку, что вы его любите.
💙
Занимаетесь ли вы со своими больными?
Если да, то чем?
Консультации по уходу можно получить у менеджеров патронажного центра «Время Заботы» по тел. +7 499 713 00 50