Найти тему

Чем занять человека с деменцией

Часто можно слышать от наших клиентов такое выражение - "когнитивный тренинг". А есть еще когнитивная стимуляция. Одно ли это и то же и что нужно больным, страдающим деменцией?

❗️Когнитивный тренинг - это целенаправленная тренировка определенных когнитивных функций.

Например, памяти или речи. Обычно когнитивный тренинг не такой уж увлекательный, как и любая тренировка. В когнитивном тренинге могут быть цели, до которых пациент должен доработать, развить и натренировать.

❗️Когнитивная стимуляция - это, скорее, активность, которой человек увлечен, но конкретно определенные функции не тренируются.

Например: рисование по номерам - вполне увлекательное занятие, но задача не в том, чтобы научиться различать цвета и цифры, а в том, чтобы провести с удовольствием и пользой время.

При когнитивной стимуляции, конечно, задействуются когнитивные функции, но не тренируется какая-то определенная. Цели, до которой нужно дойти, тут тоже может и не быть. И измерить эффект сложно.

Получается, что это и полезно, и приятно, но стоит ли овчинка выделки? Так ли нужны эти тренинги и стимуляции?

И то, и то полезно, но существенных доказательств 100%-ой пользы в предотвращении деменции научный мир пока не дает. Но занимаясь, мы определенно наращиваем когнитивный запас. Что, возможно, поможет нам с вами в будущем.

Однако, если тренировать определенные функции (завязывание шнурков, как держать ложку или зубную щетку, застегивать пуговицы и тд), или проводить время с больным, раскрашивая мандалы или вылепливая снеговиков, то качество жизни семьи с близким с деменцией несомненно может стать чуть лучше.

📌 Когнитивной стимуляцией могут прекрасно также стать:

  • любые посильные домашние дела (пылесос, протирание пыли, мытье посуды, смена постельного белья и т.п.);
  • любое творчество, вызывающее интерес;
  • настольные игры;
  • танцы, прослушивание музыки прошлых лет;
  • совместный просмотр фотоальбомов;
  • пальчиковая гимнастика...

В общем, любые занятия, которыми можно увлечь вашего больного человека. Ничего, что потом что-то нужно будет переделывать. Зато какое-то время больной будет занят. Старайтесь делать всё вместе.

Предложу вам ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ, которыми можно заняться с человеком, страдающим деменцией.

📌 ВАЖНО:

  1. Выбирайте то, что понравится именно вашему больному.
  2. Не стоит навязывать эти занятия.
  3. Занятия чередуйте: сегодня позанимались лепкой, завтра - рисованием, послезавтра еще чем-то.

ПРИМЕРЫ:

🔵 Назвать (записать) разные слова, которые начинаются на слог МА- (ЛО-; КО- и т.п.)

▪️ машина

▪️ маска

▪️ малыш…

🔵 Найти в группах слово, которое лишнее (не соответствует данной группе):

▪️ вилка, ложка, утюг, нож

▪️ треугольник, куб, стол, прямоугольник

▪️ кофта, юбка, брюки, шкаф

▪️ зеленый, газета, белый, красный, синий

▪️ весна, дерево, осень, лето, зима

▪️ тюльпан, роза, садовник, ромашка

▪️ Катя, Наталья, Вера, Степан

🔵 Написать слова в обратном порядке:

▪️ лук – кул

▪️ ложка – акжол

▪️ стол – лотс

▪️ молоко - околом

▪️ самовар – равомас...

🔵 Предложить подопечному продолжить пословицы и поговорки:

▪️ Без труда …

▪️ В тихом омуте …

▪️ Кто рано встает …

▪️ В здоровом теле …

🔵 Приготовьте карточки с названиями месяцев (днями недели):

▪️ сложить их в правильной последовательности

▪️ сложить их в обратной последовательности

▪️ сложить их по временам года

🔵 Нарисовать на циферблате стрелками:

▪️ время ужина

▪️ время обеда

▪️ время завтрака

🔵 Взять некоторое количество разных геометрических фигур разного цвета:

▪️ сложить их по группам по цветам

▪️ сложить одинаковые фигуры

🔵 Разгадывание кроссвордов

🔵 В таблице среди разбросанных букв, найти спрятанные слова (покупаются специальные пособия или можно сделать самим, но это дольше, конечно)

🔵 Словодел - из букв составляются слова

🔵 Нарисовать фигуры в зеркальном отражении

🔵 Попросить подопечного повторить 3 (5) слов, (для подопечного проговаривать слова медленно и несколько раз):

▪️ кукла, магазин, автобус

▪️ мука, лошадь, театр

🔵 Приготовьте несколько кругов разного цвета. Под каждым кругом написан словами не тот цвет, который у этого круга:

▪️ попросить подопечного назвать правильный цвет кружочка

▪️ попросить показать правильный цвет для каждого круга

🔵 Попросить подопечного назвать или написать цвет каждого слова:

▪️ небо _________

▪️ облака _________

▪️ апельсин _________

▪️ помидор ____________

▪️ огурец ______________

🔵 Попросить написать подопечного группы из:

▪️ 10 названий птиц

▪️ 10 названий цветков

▪️ 10 женских имен

▪️ 10 мужских имен

▪️ 10 названий животных

▪️ 10 названий продуктов из магазина

🔵 Попросить подопечного ответить на вопросы:

▪️ какой сегодня день недели?

▪️ сколько минут в одном часе?

▪️ какое время суток (года) сейчас?

▪️ сколько времени надо на принятие душа?

📌 ПОМНИТЕ:

Самое важное в общении сейчас – не обмен информацией, знаниями, не задавание продвигающих вопросов или анализ ситуации, а обмен эмоциями. Дайте понять своему больному человеку, что вы его любите.

💙

Занимаетесь ли вы со своими больными?

Если да, то чем?

Консультации по уходу можно получить у менеджеров патронажного центра «Время Заботы» по тел. +7 499 713 00 50

-2