В последние годы рекордными урожаями зерновых в России уже никого не удивить. 2023 год не стал исключением, очередные 140 млн тонн зерна, по итогам сезона. Современной России удалось несколько раз превысить рекорды СССР. Хотя в советской стране в АПК было задействовано на порядок больше людей, техники и пахотных земель. Возникает логичный вопрос. Почему скачок развития агропромышленного комплекса произошел именно сейчас? В чем причина такого успеха!?
Вопрос довольно сложный и многогранный, но мы рассмотрим его с технической стороны. В 1985 году произошло одно знаменательное событие. С конвейера Ростсельмаш, за 12 месяцев, сошло более 80 тысяч комбайнов СК-5 "Нива". Даже представить такой масштаб производства непросто. Думаю, этот производственный рекорд уже не побить. Ведь сегодня на Ростсельмаш производят гораздо меньше комбайнов.
Так в чем же секрет сегодняшних рекордов по сбору зерна? А причина здесь не в количестве, а в качестве! Именно резкий технологический рывок, который совершил отечественный производитель агромашин и обеспечил серьезный рост АПК в последние годы. Как показала история развития сельского хозяйства в нашей стране, лучше иметь один высокопроизводительный комбайн, чем 10 агромашин с посредственными характеристиками.
Что интересно, понимание того, что нужно переходить от количества к качеству пришло уже в 80-ых, когда на Ростсельмаш разработали и наладили выпуск комбайна Дон-1500. Высокопроизводительный, довольно сложный и мощный комбайн пережил распад СССР и стал самой популярной автомашиной на просторах СНГ.
В начале 2000-ых и этот комбайн устарел и не мог соревноваться с продвинутыми иностранными аналогами. К тому моменту, на Ростсельмаш, появляется новая команда управленцев, которая берется за кардинальную перестройку и обновление модельного ряда. Появляются такие модели, как VECTOR, ACROS, RSM 161, TORUM...
Сегодня современная техника произведенная в Ростове-на-Дону, мало чем отличается от иностранных производителей. Комбайны Ростсельмаш не только пользуются спросом на просторах бывшего СССР, но и экспортируются в дальнее зарубежье. Конечно, в количественном выражении, до рекордов СССР далеко, но как оказалось, этого и не нужно.
Внедрение передовых технологий позволило кратно увеличить производительность отдельно взятой единицы техники. Борьба за экономичность и эффективность - отныне главный приоритет. Несмотря на ухудшение внешних условий, из-за известных событий, работа инженеров и конструкторов продолжается. А качеству продукции уделяется особое значение.
Кстати, мы можем стать свидетелями очередной технической революции. Думаете, что только такси станут беспилотными! В ближайшее время комбайны и тракторы могут перейти в полностью автономный режим работы. Причем, комбайны Ростсельмаш окажутся в этой сфере пионерами. Уже сегодня на агромашинах российского производителя устанавливают инновационные системы автоуправления. Они то и позволят вывести технику на следующий уровень эффективности.
Пока это нельзя назвать 100%-ым автопилотом, но вектор движения понятен. Представьте ситуацию, когда комбайн работает в поле 24 часа в сутки, без перерывов и выходных. В Ростсельмаш сейчас внедрили несколько версий автоуправления. Первая серийная система РСМ Агротроник Пилот 1.0 позволила не просто корректировать траекторию движения техники по полю, но и осуществлять автоматические развороты, вообще без участия механизатора.
Следующая версия системы РСМ Агротроник Пилот 2.0 стала еще более продвинутой. Использование технологии на основе машинного зрения позволила существенно снизить нагрузку на механизатора. Благодаря отечественным разработкам, теперь техника может эффективно работать в условиях плохой видимости и в темное время суток. А точность позиционирования возросла.
Особенность систем автоуправления Ростсельмаш состоит в том, что их можно установить на агромашины, которые уже сошли с конвейера. То есть, эта технология позволяет провести апгрейд работающих в полях комбайнов и повысить производительность существующей техники. А это новые рекорды агропромышленного комплекса страны!