Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Ни математики, ни русского: почему педагоги бегут из сельских и городских школ

В большинстве российских регионов — нехватка учителей математики и русского языка. Об этом говорят данные опроса, проведенного в 40 регионах России. Почему учителя уходят из школ и кто будет учить детей в обозримом будущем? «НИ» попытались посмотреть на проблему изнутри — из российской глубинки.

    В большинстве российских регионов — нехватка учителей математики и русского языка. Об этом говорят данные опроса, проведенного в 40 регионах России. Почему учителя уходят из школ и кто будет учить детей в обозримом будущем? «НИ» попытались посмотреть на проблему изнутри — из российской глубинки.
В большинстве российских регионов — нехватка учителей математики и русского языка. Об этом говорят данные опроса, проведенного в 40 регионах России. Почему учителя уходят из школ и кто будет учить детей в обозримом будущем? «НИ» попытались посмотреть на проблему изнутри — из российской глубинки.

Ирина Мишина

«На 1 ставку есть нечего, а на 2 ставки есть просто некогда»

Село Таремское — самой большой населенный пункт Павловского района Нижегородской области. Помимо дороги Нижний Новгород-Муром, которая проходит через село, главная его достопримечательность — школа. Там учатся 330 учеников. А вот точного числа учителей назвать никто не может: многие в последнее время увольняются, уходят, становятся репетиторами.

«Не хватает в первую очередь учителей русского и математики, — рассказывает учитель истории и обществознания из села Таремское Дмитрий Казаков. — Я сам одно время вел в дополнение к истории и обществознанию еще ОБЖ и информатику, потому что учителей по этим предметам просто не было. Очень часто учителя из начальной школы ведут русский и математику в средней школе, хотя требования там совсем другие. Многие учителя работают на 2 ставки, то есть нагрузка в неделю — 36 часов вместо 18. Учителя шутят: на 1 ставку есть нечего, а на 2 ставки есть просто некогда».

Низкая зарплата — главное, что заставляет учителей брать увеличенное количество часов, повышая нагрузки. Выяснилось, что в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают половины МРОТ — это суммы от 3 420 до 9 580 рублей. В 39% регионов оклады составляют 50–75 процентов от минимума — от 9 668 рублей в Курской области до 14 091 рубля в Томской. В 9% регионов оклады от 14 449 рублей до 16 157 рублей, как, например, в не бедной Республике Татарстан.

Система — против учителей

Но даже не зарплата — главное обстоятельство, которое заставляет учителей уходить из школ и становиться репетиторами или сотрудниками частных образовательных структур.

Из комментариев в соцсетях:

Год педагога: «Родители должны понять, что образование превратилось в передержку детей. Нищий учитель, уставший и который пашет по 36 уроков в неделю не способен учить!!! Пора думать что делать с этим. Как минимум сокращать нагрузку на учителей».

Александр Болгов: «Это только начало. Начало конца? А статистика такова 12,5% учителей со стажем до 5 лет. 22% учителей /а это в основном женщины/ от 55 лет. и 5% учителей старше 65 лет В течении ближайших 5 лет школу покинут около 30% учителей., работающих на 1.5-2 ставки. Никакие студенты не смогут заменить. Время играет против правительства. И чем дольше думают, тем сильнее будет кризис».

События Рассказы: «Сегодня подписала бумагу, что ознакомлена со своим новым, повышенным окладом. 9 642 рубля, учитель, стаж 29 лет. Ставка полная. Одна надежда на повышение МРОТ-до него и добивают наши оклады-но повысили на 400 рублей, в прошлом году он у меня был 9 236».

Нехватку учителей в школах подтверждают и родители.

«С 1 сентября нет учителей математики, русского языка и литературы. Ни одного урока алгебры и геометрии не было. На русский язык в сентябре приходила посидеть с детьми студентка. В октябре по русскому вообще никого нет на замену, также уволилась учитель биологии. Уроки рисования ведёт социальный педагог. По факту дети приходят в школу каждый день и сидят в коридоре по два-три урока из семи», — делится в соцсетях мама школьников из подмосковных Люберец.

Особенно печально, что молодые кадры в школах не приживаются.

«Я работаю в одной из самых больших школ Хабаровска, — рассказывает учитель Вячеслав Пильников. — Это СОШ №33 Хабаровска, у нас 400 детей в начальной школе и 900 в средней и старшей. Старые кадры уходят, молодые тоже бегут. Учителя берут несколько ставок и ведут несколько предметов. Я, например, преподаю историю, обществознание, право и МХК, сразу 4 предмета. Мой „чистый“ оклад без переработок составляет 8 600 рублей. Мне 26 лет, у меня около 30 часов уроков в неделю, классное руководство и зарплата 35-38 тысяч. Нормально ли это? Учителя в основном совмещают несколько ставок, преподавание от этого страдает. Молодых учителей отпугивают и низкие зарплаты, и нагрузки, и дополнительные требования. Молодежь в основном уходит в частные школы. В государственных отпугивают еще и отчетности, а еще — огромное количество совершенно бестолковых патриотических мероприятий, за которые надо отчитываться».

«Учить времени не остается»

«Нет времени качественно подготовиться, от переизбытка часов уровень преподавания конечно страдает. Если работать на 2 ставки — такое преподавание будет близким к халтуре. А ведь так работают в России подавляющее число учителей», — признался «НИ» на правах анонимности один из экспертов профсоюза педагогических работников «Учитель».

Действительно, работа учителя помимо интеллектуальной и психологической нагрузки — это еще дополнительные внешкольные мероприятия, которые отнимают и время, и силы.

Андрей Б. признается: «Пока каждый год будут внедряться всякие новые школьные порталы, валокита с документацией (хоть не бумажной, а электронной, что ещё хуже, так как на виду у всех, кому ни попади, и электронной намного больше стало, чем раньше обычной), всякие дебильные и ненужные конкурсы, на которые учителей просто толкают участвовать насильно и от которых зависит современная структура аттестации, УЧИТЕЛЯ БУДУТ УХОДИТЬ ИЗ ШКОЛ».

При этом удивительный факт — педагогические вузы выпускают ежегодно больше специалистов, чем по всем другим специальностям. Но со специальностью педагога молодые люди сегодня идут работать куда угодно, только не в школы.

«Профсоюз учителей сейчас говорит: давайте установим такое правило, чтобы 90% оклада были гарантированными и не зависели от стимулирующих, числа олимпиадников, классного руководства и прочих нагрузок вроде „Разговоров о важном“. Это — предмет для обсуждения на федеральном уровне», — считает профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Финансовые проблемы учителей «НИ» подтвердили и в профсоюзе «Учитель»: «Даже при колоссальной нагрузке учителя в регионах получают на руки в среднем 20–40 тысяч рублей со всеми надбавками и стимулирующими», — рассказала оргсекретарь профсоюза педагогическиз работников «Учитель» Ольга Мирясова.

Но главную проблему многие учителя видят в том, что в школах нет образовательной концепции. Учебники постоянно переписываются, каждый год — новые требования к воспитательной работе. Особенно это чувствуется в регионах, где к требованиям Минобрнауки прибавляются пожелания местного руководства. Но если в крупных городах все это как-то компенсируется технической оснащенностью, в регионах все иначе. Вот, например, родители из Октябрьского в Дагестане перед началом учебного года отказались вести детей в сельскую школу из-за ее аварийного состояния. Они устроили народный сход. Чиновники обвиняли их в политической спекуляции, но глава республики Сергей Меликов признал проблемы с капремонтом.

Многие учителя под грузом проблем задаются сегодня одним-единственным вопросом: «Когда нам наконец дадут нормально и спокойно учить детей?».

Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-10-31/ni-matematiki-ni-russkogo-pochemu-pedagogi-begut-iz-selskih-i-gorodskih-shkol-422618