Найти тему
Газета "Зори"

Какие права имеет потребитель при совершении покупок в магазине

Магазин не вправе требовать от посетителей.

• Показать содержимое сумок или карманов.

Охранник или сотрудники магазина могут об этом только попросить, но вы имеете право отказать. Досмотр граждан и их личных вещей могут совершать только сотрудники полиции.

• Оставлять сумки в камере хранения

Вы сами решаете, оставить сумку в камере или взять ее в торговый зал. Если оставили – значит, заключили договор хранения с магазином, и он несет ответственность за сохранность вещей.

• Платить за случайно разбитый товар в зале

Пока вы не оплатили товар и не получили чек, магазин как собственник товара несет риски его случайной гибели или повреждения. Магазин может взыскать ущерб, если есть доказательства, что товар разбили умышленно или из-за грубой неосторожности. Например, посетитель был в нетрезвом виде, бегал по залу или неосторожно обращался с вещью.

• Не входить в зал с коляской

Граждане с детскими колясками относятся к маломобильной категории населения. У них одинаковые права со всеми остальными, и препятствовать их передвижению нельзя.

• Не фотографировать и не снимать видео

На торговых объектах потребители могут искать и получать информацию любыми законными способами, в том числе путем фотографирования товара. Исключение – места, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей.

Что делать с бракованным товаром?

Если товар оказался некачественным, вы вправе:.

• Потребовать у продавца

• Вернуть деньги.

• Заменить товар на такой же или другой марки, модели, артикула с перерасчетом цены.

• Соразмерно уменьшить цену.

• Устранить недостатки или возместить расходы на это.

• Возместить убытки из-за использования некачественного товара.

За возвратом, устранением недостатков и заменой можно также обратиться к изготовителю или импортеру.

• В какой срок

В течение гарантийного срока или срока годности. Если они не установлены – в пределах двух лет. Для сезонных товаров срок начинается с наступления соответствующего сезона – их устанавливают в субъектах РФ в зависимости от климатических условий.

Для технически сложных товаров – отдельные правила.

• Срок обмена товара

В течение 7 дней, а если нужна проверка – 20 дней. Если у продавца или изготовителя нет в наличии нужного товара – в течение месяца.

• Когда вернут деньги

За товар, расходы на ремонт, разницу в цене или возмещение убытков – в течение 10 дней.

Основание: ст. 18-22 закона о защите прав потребителей от 07.02.2002 №2300-1

Возврат товаров в магазин

• В какой срок можно вернуть товар, если он разонравился?

Если непродовольственный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации – в течение 14 дней. При условии, что товар не использовали, сохранены этикетки и товарный вид. Для возврата дистанционных покупок – 7 дней.

• В какой срок должны вернуть деньги за качественный товар?

В течение 3 дней.

• В какой срок можно вернуть некачественный товар?

С любым недостатком – в течение гарантийного срока. При существенных недостатках – в течение срока годности или службы. Срок возврата денег – 10 дней.

• Бракованный товар можно сдать или только обменять?

По желанию потребителя некачественный товар можно вернуть, а взамен получить деньги или такой же товар без недостатков. Также можно потребовать устранения дефектов или снижения цены.

• Что еще можно получить от магазина при возврате товара?

Кроме его стоимости можно требовать неустойку за задержку возврата м 1% за каждый день, компенсацию морального вреда и штраф за неисполнение требований потребителя – 50%.

Для технически сложных товаров – отдельные условия возврата.

Условия и сроки возврата качественного товара

• Покупка в обычном магазине

Непродовольственный товар надлежащего качества можно вернуть при соблюдении таких условий:

1. Товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

2. После покупки прошло не более 14 дней.

3. Товар не использован, сохранен его товарный вид, пломбы, ярлыки.

4. Есть доказательства покупки у конкретного продавца.

5. На момент обращения в продаже нет аналога и обмен невозможен.

Продукты по таким правилам возвращать и менять нельзя.

• Если товар купили дистанционно

Возврат возможен:

– в любое время до передачи товара;

– в течение 7 дней после передачи товара без объяснения причин;

– в течение 3 месяцев с момента передачи товара, если при доставке не предоставлена информация о правилах возврата.

Перечень непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену или возврату, есть в постановлении Правительства от 31.12.2020 № 2463.