Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала! Продолжаю свой рассказ о действиях 10-го механизированного корпуса. Ссылка на весь цикл будет в конце статьи. Сегодня поговорим о том, как действовала в отрыве от основных сил корпуса 24-я танковая дивизия полковника Чеснокова.
Командир 41-го стрелкового корпуса генерал-майор Астанин поставил задачу 49-му танковому полку (из 24-й ТД) майора Лебедева – окружить и уничтожить гитлеровцев в районе Югостицы. 1-й танковый батальон полка под командованием капитана Прядуна вступил в бой в 7:30 утра 23 июля 1941 года направлении Солнцева Берега. Танковая рота из 3-го танкового батальона под личным командованием полковника Чеснокова вступила в бой в 10:30 в направлении Луга, Великая Село. На следующие сутки группа капитана Прядуна (вместе с бойцами из 235-й СД, при поддержке артдивизиона 24-го гаубичного полка майора Плескосевича) овладели Югостицами. Чесноков же овладел Великим Селом и трижды отразил контратаки противники. Не имея поддержки артиллерии и пехоты, танкисты были вынуждены отойти в расположение 1-го батальона в Югостицах 26 июля 1941 года.
После этого 24-я танковая дивизия в дальнейшем действовала лишь отдельными подразделениями. Таковы реалии боев на Лужском рубеже. 27 июля батальон Прядуна был придан группе полковника Родина (заместитель командира 24-й ТД, в будущем командующий танковой армией), туда же был придан и артдивизион из 24-й артполка. Группа полковника Родина героически сражалась в районе Городище – Береги в течение недели с 14 по 20 июля 1941 года, далее дрались в районе Поддубье, Рютень, Заозерье. Войска нуждались в срочном пополнении.
Вечером 27 июля к полковнику Родину подошло подкрепление и уже утром следующего дня группа перешли в наступлении на Серебрянку. В этом районе советские танкисты вели ожесточенные бои с переменным успехом до утра 30 июля 1941 года. Отошли под действием превосходящих сил противника и заняли оборону. После бегства с позиций частей 483-го стрелкового полка, танкисты отошли по приказу командира 41-го стрелкового корпуса. Свою важнейшую роль на Лужском направлении танкисты под командованием полковника Родина сыграли.
На 1 августа 1941 года в 24-й танковой дивизии было 50 боеспособных машин (это много). Связано это с получаемым пополнением. Дивизия использовалась отдельными группами, всего таких было пять:
1) группа полковника Чеснокова;
2) группа полковника Родина;
3) группа подполковника Батлана (действовала в Карелии);
4) группа майора Лукашика (командир 48-го танкового полка, погиб 9 октября 1941 года);
5) группа капитана Зуева.
Дивизия фактически не имела единого командования и снабжения. Новые ожесточенные бои на Лужском рубеже начались 10 августа 1941 года. Группы 24-й ТД вновь дрались мужественно и умело. Полковник Родин 18 августа стал командиром восточного сектора Лужского рубежа и командиром 1-й дивизии народного ополчения. В конце августа – начале сентября 1941 года, части 24-й ТД попали в окружение, из которого выходили отдельными группами (как собственно и воевали).
По израсходовании горючего, танки были уничтожены. Полковник Чесноков при выходе из окружения был тяжело контужен, его вынесли на руках бойцы (при этом погиб помощник штаба 49-го тп Герой Советского Союза Задорин, возглавлял группу после контузии комдива). Уцелевшие экипажи дивизии были направлены на укомплектование 124-й (полковник Родин) и 125-й (полковник Чесноков, погиб в декабре 1942 года) танковых бригад.
Подводя итог, хочу сказать, что танкисты 24-й танковой дивизии воевали отважно, умело и результативно. Весь 10-й мехкорпус проявил себя достойно, несмотря на то, что его фактически разрывали на части с первых дней войны.
Благодарю Вас за внимание! Ставьте палец вверх, если понравилось! Вечная Слава советским воинам!
Предыдущие статьи цикла «Механизированные корпуса», вы найдете по этой ссылке.
Колесников Василий Григорьевич ©.