С 1913 годом некоторое время было принято сравнивать некоторые достижения современного общества, социальное и экономическое состояние государств СССР и РФ. По некоторым параметрам этот год действительно стал показательным, тем более что он стал последним мирным. Активно развивалась авиационная и автомобилестроительная промышленности, достижения которых, конечно, на тот момент не стоит сравнивать с достижениями европейских авто- и авиастроителей. На фоне технического прогресса образовалась некоторая брешь в российской промышленности, и иностранные компании поспешили ее заполнить, предлагая свои изделия: мы закупали французские аэропланы, но быстро наладили собственное производство (например, в Симферополе), немецкие машины, английские автобусы и пр.
В 1913 году в Англии решили расширить свою экспансию и включили в поле зрения Россию и конкретно Крым, о чем свидетельствует газета "Новая жизнь" в 1913 году:
Грандиозное автомобильное предприятие.
В Лондоне организовалось акционерное общество автобусного движения в России, которое избрало на первых порах местам своих операций Крым.
В Симферополе, по словам крымских газет, в настоящее время находятся представители общества с мистером Деберн во главе. Цель приезда – осмотреть крымские дороги и установить наиболее подходящий тип автобусов, выяснить количество грузов, подготовить организацию дела на месте. Основной капитал общества 5 млн. рублей.
Общество задалось целью покрыть Крым сетью сквозного и непрерывного автобусного движения, сделать таковое настолько доступным и дешевым, чтобы оно могло конкурировать со всяким движением в смысле дешевизны и удобства передвижения. С этой целью в Крым будут отправлены сотни автобусов завода Daimler’а для обслуживания всех населенных пунктов полуострова. Все гаражи, для которых предполагается грандиозная постройка, будут находиться в Симферополе. Первоначально предполагается установить постоянное движение Симферополь – Саки – Евпатория , Симферополь – Алушта – Ялта – Алупка, Ялта – Севастополь, Севастополь – Балаклава, Симферополь – Бахчисарай, Симферополь – Карасубазар – Старый Крым – Феодосия, Феодосия – Коктебель – Отузы, Феодосия – Судак и др.
Движение между Симферополем и Карасубазаром, Симферополем и Бахчисараем и другими пунктами будет непрерывным, подобно трамвайному. Автобусы будут ходить круглый год и в зимнее время будут отапливаться для чего устроено специальное отопление.
Автобусы будут одно- и двухэтажные и будут обставлены удобствами с электрическим освещением. Всех мест в автобусе 34. Для грузового движения будут пущены четырехтонные грузовики, благодаря которым будет достигнута возможность быстрой и удобной доставки фруктов и др. грузов.
В Симферополь уже прибыл один из автобусов, копия тех, которые обслуживают лондонские улицы, и на этом автобусе на днях будет совершена пробная поездка по крымским дорогам.
Как выглядели эти 34-местные автобусы? Скорее всего так
Увы, история с автобусными маршрутами по всему Крыму закончилась довольно быстро: через год разразилась Первая мировая, и согласно Положению о военно-автомобильной повинности реквизировали весь автотранспорт.
Правда, сначала автобусы и иной общественный транспорт был освобожден от этой повинности, но пришедшее к власти Временное правительство изъяло автобусы, хотя некоторые из них, правда уже немецкого или французского производства, все еще осуществляли движение по дорогам Крыма.