Найти тему

Автобусное сообщение в Крыму: как все начиналось

С 1913 годом некоторое время было принято сравнивать некоторые достижения современного общества, социальное и экономическое состояние государств СССР и РФ. По некоторым параметрам этот год действительно стал показательным, тем более что он стал последним мирным. Активно развивалась авиационная и автомобилестроительная промышленности, достижения которых, конечно, на тот момент не стоит сравнивать с достижениями европейских авто- и авиастроителей. На фоне технического прогресса образовалась некоторая брешь в российской промышленности, и иностранные компании поспешили ее заполнить, предлагая свои изделия: мы закупали французские аэропланы, но быстро наладили собственное производство (например, в Симферополе), немецкие машины, английские автобусы и пр.

В 1913 году в Англии решили расширить свою экспансию и включили в поле зрения Россию и конкретно Крым, о чем свидетельствует газета "Новая жизнь" в 1913 году:

Грандиозное автомобильное предприятие.
В Лондоне организовалось акционерное общество автобусного движения в России, которое избрало на первых порах местам своих операций Крым.
В Симферополе, по словам крымских газет, в настоящее время находятся представители общества с мистером Деберн во главе. Цель приезда – осмотреть крымские дороги и установить наиболее подходящий тип автобусов, выяснить количество грузов, подготовить организацию дела на месте. Основной капитал общества 5 млн. рублей.
Общество задалось целью покрыть Крым сетью сквозного и непрерывного автобусного движения, сделать таковое настолько доступным и дешевым, чтобы оно могло конкурировать со всяким движением в смысле дешевизны и удобства передвижения. С этой целью в Крым будут отправлены сотни автобусов завода Daimler’а для обслуживания всех населенных пунктов полуострова. Все гаражи, для которых предполагается грандиозная постройка, будут находиться в Симферополе. Первоначально предполагается установить постоянное движение Симферополь – Саки – Евпатория , Симферополь – Алушта – Ялта – Алупка, Ялта – Севастополь, Севастополь – Балаклава, Симферополь – Бахчисарай, Симферополь – Карасубазар – Старый Крым – Феодосия, Феодосия – Коктебель – Отузы, Феодосия – Судак и др.
Движение между Симферополем и Карасубазаром, Симферополем и Бахчисараем и другими пунктами будет непрерывным, подобно трамвайному. Автобусы будут ходить круглый год и в зимнее время будут отапливаться для чего устроено специальное отопление.
Автобусы будут одно- и двухэтажные и будут обставлены удобствами с электрическим освещением. Всех мест в автобусе 34. Для грузового движения будут пущены четырехтонные грузовики, благодаря которым будет достигнута возможность быстрой и удобной доставки фруктов и др. грузов.
В Симферополь уже прибыл один из автобусов, копия тех, которые обслуживают лондонские улицы, и на этом автобусе на днях будет совершена пробная поездка по крымским дорогам.

Как выглядели эти 34-местные автобусы? Скорее всего так

alex-mandel.livejournal.com
alex-mandel.livejournal.com
https://upload.wikimedia.org/
https://upload.wikimedia.org/
1914 https://www.mplprints.co.uk/
1914 https://www.mplprints.co.uk/

Увы, история с автобусными маршрутами по всему Крыму закончилась довольно быстро: через год разразилась Первая мировая, и согласно Положению о военно-автомобильной повинности реквизировали весь автотранспорт.

Ялтинский голос, 1917, 104
Ялтинский голос, 1917, 104

Правда, сначала автобусы и иной общественный транспорт был освобожден от этой повинности, но пришедшее к власти Временное правительство изъяло автобусы, хотя некоторые из них, правда уже немецкого или французского производства, все еще осуществляли движение по дорогам Крыма.

Ялтинский голос, 1917, 101
Ялтинский голос, 1917, 101

Ялтинский голос, 1917, 100
Ялтинский голос, 1917, 100
Ялтинский голос, 1917, 101
Ялтинский голос, 1917, 101
Ялтинский голос, 1917, 110
Ялтинский голос, 1917, 110