Несколько лет тому назад в обиход вошло слово «инклюзия». Мы не будем сейчас говорить о том, насколько принятое решение об обучении особенных детей по новым правилам и в новых условиях было правильным или неправильным: решение было принято, а перед учительским сообществом были поставлены новые задачи в рамках реализации этого решения.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — задача, которая не всегда по плечу «простому» учителю: в вузах нас обучают методике преподавания предмета, исходя из классно-урочной системы проведения урока. Особенных же детей надо и учить по-особенному. Конечно лучше, когда вместе с учителем работают профессионалы — психологи, дефектологи, логопеды. Однако чаще всего учитель остаётся с таким ребенком один на один, даже если этот ребенок приходит на занятия со всем классом. Один на один потому, что для таких деток надо искать свои подходы к получению образования. А ещё необходимо тщательно продумывать каждый свой урок, чтобы никто из учащихся не был «обделен вниманием».
В моей педагогической практике были дети с ОВЗ как обучающиеся индивидуально, так и те, кто учился вместе с классом. Дети с тяжелыми диагнозами, как правило, выводятся за пределы класса, так как для каждого из них создается своя маршрутная карта: определяются предметы, пишутся специальные программы, учитываются биологические рабочие часы и т. д. и т. п. Проблемы начинают возникать, когда особенный ученик «попадает» в класс. Ну, как попадает? Оказывается в нем по желанию родителей. Вот тут и приходится учителю полностью пересматривать свой подход к обучению с учетом «новых обстоятельств». Почему? Потому что дети с ОВЗ далеко не всегда принимаются классом в качестве равноправных членов. Сначала может показаться, что всё сложилось удачно. Но это, к сожалению, видимость: все будет удачно ровно до того момента, пока не проявится «характер» ограниченных возможностей. В таких случаях проще предупредить, чем потом разрешать. Но предупредить не всегда вовремя получается. Очень важным становится тот факт, чтобы в таких случаях рядом с учителем оказался выше названный профессионал: есть случаи, когда одно неосторожно сказанное слово может привести к печальным последствиям. Чтобы такого не случилось, нужно постоянно держать руку на пульсе, но один учитель вряд ли сможет сделать все идеально правильно и точно выверено. По крайней мере, я в работе с таким детьми никогда не полагаюсь на волю судеб, потому что точно знаю о невозможности просчитать как все модели поведения со стороны учащегося с ОВЗ, так и все реакции на это поведение со стороны его одноклассников.
Нужна ли социализация «особенным» детям?
Как только образование стало инклюзивным, перед учителями была поставлена задача помочь в социализации детей с ОВЗ. Именно для этого образование и стало инклюзивным.
Социализация – первоочередная задача образовательных учреждений: мы готовим к жизни тех, кто будет строить свой мир, поддерживать и передавать традиции, обычаи, жизненный уклад. Кто будет защищать свой дом, свою страну от посягательств со стороны.
Большая часть ученых-социологов считает, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Однако социализация взрослых отличается от социализации детей. Именно в детском возрасте закладываются те ценностные ориентиры, которые будут сопровождать человека всю жизнь и определять мотивы его поступков и поведения в той или иной ситуации, особенно в ситуации выбора, когда от принятого тобой решения может оказаться в зависимости чья-то жизнь.
А что делать, если перед тобой, учителем, стоит задача «социализировать» ученика, который уже заранее не принимается обществом в качестве его полноправного и полноценного члена? Дети с ограниченными возможностями здоровья. Ограничения бывают разные и зависят от диагноза: у одних это определяется, что называется, невооруженным взглядом, у других – умело скрыто, но все равно от проявлений никуда не денешься, а третьи вообще лишены возможности покидать пространство собственной квартиры. Но это наши дети, и мы просто обязаны помочь им найти достойное место в жизни, помочь реализоваться на профессиональном поприще, а главное – научить выстраивать отношения с этим миром так, чтобы не чувствовать себя балластом, никому не нужным и всех обременяющим.
В данной статье мне хотелось бы поделиться собственным опытом. Может быть, для кого-то он окажется полезным, откроет что-то новое в работе, направит в нужное русло.
Известно, что социализация личности начинается в семье, где закладываются основы сознания и поведения, формируются приоритетные ценности человеческой жизни, духовный мир личности. Именно дом, его уклад, ежедневный быт, семейные традиции и обычаи воспитывают человека, вступающего в жизнь. Поэтому ни при каких условиях, ни при каких обстоятельствах и ни в какие времена нельзя недооценивать и принижать роль семьи, выводя на лидирующие позиции в воспитании роль других социальных институтов, в частности таких, как детский сад и школа. Но что происходит в действительности? Родители подчас забывают, что это их, родительский, труд самый тяжелый, что именно они первыми учат своего ребенка жизни, воспитывают и развивают. А «забыв», начинают перекладывать свои обязанности на плечи сначала детских садов, а затем и школ. Родителям кажется, что все, что они не успели, не захотели, не смогли заложить или не доложили в души и головы своих детей, обязательно исправит, «доложит» и наставит на путь истинный школа, которая «подхватывает» второй этап социализации ребенка. И вот тут-то очень важным становится личность того, кто когда-то решил для себя стать проводником в жизнь еще не окрепших и не созревших детских душ, куда каждый из нас, учителей, как на ту самую tabula rasa и вписывает свои страницы. Процесс социализации, проходящий в стенах школы, степень компетентности и профессионализма учителя, его принципы жизни, способы и методы работы, его взаимоотношения с учениками – все это и будет являться той ступенью, от которой учащиеся начнут отталкиваться в поисках своего места в современном им мире.
Итак, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. В основном, это дети из внешне благополучных семей, с мамами-папами, сестрами-братьями, бабушками-дедушками. Папы отсутствуют лишь в единичных случаях, но все-таки основная нагрузка лежит на плечах мам. Так вот, мамы «делятся» на две категории: одни уж очень сильно опекают своих чад, другие – оформили необходимые документы для такого вида обучения, а дальше трава не расти: вот вам индивид и учите его, как хотите или как можете.
Один из моих учеников с ОВЗ очень смышленый подросток, много для своего возраста знающий, умеющий глубоко анализировать и делать нестандартные выводы, активен в учебе, с внутренней мотивацией, много читающий, интересующийся всем происходящим в мире, во многих отраслях науки, требующий повышенного уровня подготовки учителя. Причем это достаточно крупный, физически развитый ребенок. Но! В школу его провожает и встречает после учебы в обязательном порядке кто-либо из взрослых, хотя живет семья со школой что называется «дверь в дверь»: никаких дорог переходить не надо (выход из здания школы – во двор) и практически в 20 метрах от школьного забора – вход в подъезд их дома. Интересуюсь, почему один в школу не ходит, все-таки уже далеко не в первом классе учится. В ответ: «Да вы что?! На улицах сейчас так опасно, вдруг что случится!» Словом, самостоятельности никакой: гулять во двор с мамой, в магазин за хлебом – с бабушкой, один – никуда и ни при каких условиях. Он и с одноклассниками не общается, да и не пытается. При этом по уровню своих знаний, своей начитанности весьма для них интересен. Однако круг общения этого ребенка ограничен только семьей, причем исключительно взрослыми ее представителями. Общения со сверстниками нет никакого. Где и как его «социализировать», если он боится всех и вся? Дом – школа, школа – дом: вот его круг ежедневного хождения. Сначала его никуда не пускают, а с течением времени он и сам уже никуда не захочет «пускаться». В кино, в цирке, даже в зоопарке – нигде не был, а про внеклассные мероприятия или внешкольные экскурсии и говорить не приходится: на улицах-то опасно. Наблюдаю за ним в школе во время перемены. Если нет возможности сразу попасть в класс, где пройдет занятие (найти укрытие), то он всегда там, где недалеко учителя – взрослые. Ну а если увидит, что за ним идет группа мальчишек, которые на него и внимание-то далеко не всегда обращают – у всех свои интересы, то тут смело можно стоять с секундомером: мировой спринтерский рекорд скорости, можете не сомневаться, будет побит. А ведь этот человек только в жизнь вступает. Как же он среди людей с этим страхом жить будет? Вот для таких-то детей проблема социализации первоочередная, и главное в данном случае - не столько знания дать, сколько научить выстраивать свои отношения с окружающими, разбудить активное, деятельное участие в жизни.
Спасением для нас с этим учеником стали спектакли школьной театральной студии. Правда, сначала мы учились работать с открытой дверью кабинета: никак не хотел выползать из своей раковины. Потом перенесли занятия в зимний сад, куда на переменах учащиеся заходят отдохнуть. В некоторых моментах приходилось мне выступать посредником в установлении контактов. В экзотических и не очень растениях, которыми наполнен школьный зимний сад, мой ученик разбирается на уровне профессионального флориста и почти про каждое из них может рассказать много интересного. Но все это общение – он плюс учащиеся – давалось нам с превеликим трудом, к тому же и ребята опять оказались старше его. А вот театральные постановки произвели эффект. Правда, сначала никак идти не хотел: много людей вокруг, вдруг что случится! В зале не отходил от меня ни на шаг, но, увлекшись действием, происходящим на сцене, забыл про все свои страхи и, пожалуй, среди всех смотрящих был самым благодарным зрителем. После спектакля «включились» в его обсуждение вместе с другими учащимися. И, наверное, впервые мой ученик проявил желание идти домой не с бабушкой, а с другими ребятами. Теперь мы учимся выстраивать отношения со сверстниками, посещая и обсуждая спектакли школьного театра.
Другой мой ученик – семнадцатилетний подросток, обучающийся пока еще в среднем звене. Тут, что называется, проблема на проблеме: болезней как в медицинской энциклопедии. Очень сложный случай, по всем параметрам. Огромная помощь со стороны родителей, но…Как учить выстраивать отношения с окружающими, если он практически от них отгорожен: по медицинским показаниям этому ребенку практически нельзя находится вне привычной для него домашней обстановки. Вот и живет он в собственном мире, построенном на любимых сериалах и песнях, которые слушает по радио. Стопроцентный вымысел – ничего от реального мира! Реально только то, как его, «особого», воспринимают «добрые» люди в то время, как он оказывается с мамой на улице. Подросток не понимает, чем вызвано такое восприятие, мама терпит и по большей части прощает такую
неприкрытую «доброту» со стороны окружающих и, на мое счастье, ищет ответы на все вопросы в произведениях классической литературы: читают вместе с сыном, обсуждают, спрашивают, если считают, что неправильно истолковали мысль автора. Почему «на счастье»? Да просто потому, что мы нашли выход: вместе с мамой учащийся иллюстрирует изучаемые произведения художественной литературы, некоторые мы специально берем дополнительно к программным. Хотя иллюстрациями в чистом виде его работы назвать сложно: при помощи использования различных цветов он пытается на бумаге передать свои эмоции, свое восприятие, свое видение. А еще они с мамой пишут: статьи, рассказы, сказки. Трудно сказать, что из этого получится в итоге, но как факт - нет озлобленности, ожесточенности на этот несправедливый мир, где другим – все, а ему - ничего, снимается агрессия, мотивируется желание учиться дальше, чего-то добиться в этой жизни, занять в ней свое место.
Современная личностно-ориентированная педагогика исходит из постулата: «Каждый ученик – творческая личность», поэтому опыт творческой деятельности учащегося, особенно для детей с ограниченными возможностями, становится одним из важнейших компонентов содержания образования. Процесс саморазвития личности не происходит сам по себе: нужно чем-то «зацепить» ребенка, увлечь, тривиально, но научить учиться, добывать необходимые ему знания самостоятельно. Необходимо научиться так выстраивать отношения со своим учениками, чтобы они чувствовали со стороны учителя и уважение к своей личности, и доверие, и, в первую очередь, веру в их силы и возможности. Ведь мы – это тот мир взрослых, от которого они ждут поддержки, в котором ищут опору, на который надеются. И всегда, каждую минуту, работая с такими детьми, необходимо помнить, что такие дети – мерило нашей взрослости, нашей профессиональной и человеческой компетентности.
Учитель русского языка и литературы Ирина Викторовна Васильева