Эх, "засосала опасная трясина" - желание не только в своей голове гонять "всë про лишний вес", но и на публику выносить. А это потому, что гормональная теория видится мне сильно недооцененной широкими народными массами. То и дело кто-то пишет, что " гормональные болезни " - редкость. Болезни, полноценные, оформленные - может и редкость. А дисбаланс, разного уровня "продвинутости" - совсем не редкость. Собственно, повышенный жор и связанный с ним набор жировой массы, в гормональной теории уже рассматривается, как симптом неблагополучия в "консерватории".
Общественность часто ругается на некий обобщенный "стресс". Дескать, не будет стресса - наступит всемирное счастье. На самом деле, стресс стрессу рознь. И не такой уж он ненужный, этот стресс.
В идеале, его задача - адаптировать организм к вызовам внешней среды. Избегать опасности, выдерживать высокие нагрузки, справляться со сложными задачами - помогает стресс. В норме, за возбуждением в нервной системе следует торможение. Как при спортивных тренировках, правильное чередование напряжения и расслабления ведёт к наращиванию физической силы и выносливости, так и адекватное чередование возбуждения и торможения в психике повышает устойчивость к ударам судьбы. Этот механизм именуется эустрессом.
Но, если баланс нарушен в сторону высоких нагрузок (тренер лошара, например или энтузиазм зашкалил), то наступает состояние, известное, как перетренированность, требующее более длительного периода восстановления.
Психический аналог физической перетренированности - дистресс.
Цепочка дистрессов влечёт кумулятивный (накопительный) стресс.
Упрощённо, гормональные реакции следуют примерно так: на острый стресс организм отвечает адреналином и норадреналином. Эти гормоны-нейромедиаторы очень быстро приводят тело в состояние "боевой готовности" - глюкоза в мышцы, слух и зрение обостряются, пульс учащается, давление подпрыгивает, функции, не имеющие отношения к непосредственной борьбе за жизнь, тормозяться. На уровне высшей нервной деятельности происходит "отключение" лобной коры (анализ, поиск решения), управление переходит к рефлексам.
В ответ на снижение уровня сахара в крови, в коре надпочечников выделяются глюкортикоиды (в основном кортизол, но не он один). У кортизола две функции: запуск глюконеогенеза (производства глюкозы из не углеводных веществ) и, одновременно - снижение чувствительности клеток мышц к инсулину - нужно восстановить сахар в крови.
В норме, после стресса организм восстанавливается, глюкокортикоиды приходят в норму, углеводный обмен тоже нормализуется. Но, если стресс приобретает кумулятивный характер - уровень кортизола длительное время остаётся повышенным, то есть глюкозы в крови много, но к тканям она поступает плохо, поэтому, излишки нужно куда-то "складировать" (ага, в жировое депо)
Поскольку ткани недополучают энергии, мозг "считает", что нужно больше есть и происходит повышенное выделение грелина, гормона голода. Одновременно, в жировой ткани (круглосуточно) и в желудке (во время приёма пищи) выделяется гормон сытости, лептин. Причëм, чем больше жира - тем больше лептина. НО... повышенный кортизол продолжает требовать глюконеогенеза и снижать чувствительность клеток к инсулину. Поговаривают, что стрессовые гормоны и на восприимчивость к лептину влияют. Ткани надоедают, несмотря на избыточное поступление энергии, чувства насыщения нет, лыко-мочало, начинай сначала. Это порочный круг разорвать совсем непросто и внутри него пляшут свои разнузданные танцы инсулинорезистентность и лептинорезистентность.
Существуют генетически-обусловленные метаболические нарушения. То есть, человек уже рождается с высокой предрасположенностью к нарушениями углеводного обмена. Это история особая. Для остальных, основным "спусковым крючком" набора лишнего веса становится стресс.
И вот ведь какая штука... Есть хронический стресс, которому регулярно подвергается любой живой организм. Каждую осень. Осенняя депрессия, оно же - сезонное аффективное расстройство. И люди, наиболее склонные его ощущать, неизменно отмечают прирост веса между сентябрëм и декабрëм. Отчего ещë больше погружаются в негативные чувства.
Через два-три месяца, вдохновлённые ощутимой прибавкой светового дня и местами об отпуске в купальнике, многие из этих людей бросятся "худеть к лету" и, надо признать, многие заметно постройнеют. Весной худеется проще,это каждый "похуделкин" знает. До следующей осени. А там организм попытается взять реванш за каждый недоеденный кусочек.
И это я ещë не беру в расчёт постоянную стрессовую нагрузку современной жизни, и всякие личные обстоятельства.
"Закончишь и начнёшь сначала, и повториться всë, как встарь" (С)
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Хочешь избавиться от лишнего и стать здоровее - п ридётся научиться преодолевать стресс природный, цивилизационный, информационный и все прочие.