Очень мало людей будут готовы вам сказать, что испытывают страх общения. Однако, эта проблема не просто существует, она знакома почти каждому. Страху общения мы обязаны нежеланием спросить что-то у прохожего или консультанта в магазине, высказать своё мнение на рабочем совещании или родительском собрании в школе, даже отказ от похода на какой-нибудь фуршет тоже может быть следствием такого страха.
Откуда он этот страх, и почему мы от него прячемся?
Всё дело в том, что люди боятся быть непонятыми, осуждёнными или даже отвергнутыми. И это чисто выдуманная нами самими установка. Да, бывает, что был какой-то неудачный опыт, но чаще это просто картина, нарисованная нашим воображением. Вот, мол, сейчас я спрошу, как пройти к Музею Москвы, и все подумают, что я не москвич. На самом деле всё не так! Я бы даже сказала, всё ровно наоборот. Любому человеку не столько важен другой, сколько он сам. Поэтому, когда мы кого-то спрашиваем о чем-то, этот человек не думает о вас, он думает о себе. Если он знает, как пройти в тот самый музей, он будет счастлив, что вы дали ему возможность показать свою осведомленность, его самооценка резко повысится от того, что он кому-то подсказал и помог. А значит, он будет о вас думать только хорошее, так как вы дали ему почувствовать собственную ценность.
Возьмем ситуацию с собранием. Не сомневаюсь, что практически на любом собрании есть что спросить и уточнить. Но задать вопрос мы боимся, так как боимся, что кто-то скажет: "Ага, ты плохо слушал!". И вот тут я возражу вам как тренер по речи. Ответственность за понимание услышанного лежит не на слушателе, а на спикере. Да, да, именно на том, кто предоставляет информацию. Если аудитория не поняла докладчика, значит он неправильно преподнес информацию, не учел фильтры восприятия, не был достаточно убедителен. И даже если слушатель заснул во время выступления, виноват только сам выступавший. Если человек готовился и искренне хотел вам что -то объяснить, вопросы ему будут только приятны, потому что они демонстрируют и ваш интерес к его сообщению.
А теперь давайте рассмотрим ситуацию с обычным "светским" общением. Допустим, вы сидите на каком-то мероприятии, и все вокруг молчат. Как думаете, если вы решитесь спросить, смотрел ли кто-то из присутствующих последний фильм с Джонни Деппом, нравится ли им играющая музыка или новая купюра в 1000 рублей, что подумают окружающие? Они будут вам крайне благодарны, что вы сделали то, на что они не решались! Ведь никому не нравится неловкое молчание.
В общем, бояться инициировать общение точно не стоит. Чаще всего люди очень ждут этого от вас и будут вам признательны за инициативу. Но даже, если и нет, они точно вас не осудят, так как слишком заняты собой. Развивать коммуникативные навыки можно и нужно в любом возрасте. Как? Подписывайтесь и читайте мой канал, а еще ищите меня в социальных сетях. А еще читайте хорошие книги. Например, книгу Сьюзен Джефферис "Бойся... Но действуй!". Найти ее можно на Литрес.