Анна Аствацатурян Теркотт (англ. Anna Astvatsaturian Turcotte, арм. Աննա Աստվածատուրյան Թերքոթ). Родилась14 марта, 1978, в Баку, в творческой семье.
Была вынуждена бежать с семьёй из Баку в 1990 году из-за армянских погромов в Баку[6]. До приезда в Соединённые Штаты в 1992 году прожила три года как беженка в Армении. Её семья была размещена в городе Вопетен, Северная Дакота, где она получила гражданство США в 1997 году[3].
Армяно- Американская писательница, лектор и активистка[1][2]. Является автором книги «Изгнание. В Никуда». Активно выступала на тему положение армян в Азербайджане в рамках прав человека и международного права, а также защищала политические права армян в Нагорном Карабахе. Внесла решающий вклад в принятие резолюции штата Мэн от 2013 года, признающей независимость Нагорно-Карабахской Республики. В 2015 году была избрана членом Городского Совета Уэстбрукаа, штат Мэн.
Американский общественно-политический деятель и писательница армянского происхождения Анна Аствацатурян-Теркотт в очередной раз приехала в Армению с целью оказания поддержки беженцам из Арцаха. Она встретилась с насильственно перемещенными людьми как в регионах, так и в Ереване. По словам Анны, она хотела лично ознакомиться с ситуацией, оказать беженцам помощь и передать соотечественникам в Диаспоре реальную информацию.
ПРОБЛЕМЫ АРЦАХА И АРЦАХЦЕВ ПОСТОЯННО НАХОДИТСЯ в центре внимания Аствацатурян-Теркотт, а тема изгнания с родины и тягостей скитальчества знакома ей не понаслышке. В 2012 г. в США вышла в свет ее книга «Изгнание. В никуда», где рассказывается о геноциде армян в Баку в 1990 г., свидетелем которого была сама Анна – в то время девочка-подросток. Книга получила широкую известность, в 2017 г. была переведена на русский язык, а в начале 2022 г. - и на армянский по инициативе издательства Newmag.
Как отмечает Анна в интервью «Голосу Армении», если человек не работал с беженцами и сам не проходил этот путь, ему трудно осознать важность многостороннего общения с ними для реабилитации на всех уровнях - социальном, психологическом, духовном и т.д. «В нашем городе (Анна с семьей живет в г. Уэстбрук, штат Мэн – М.З.), где я - член городского совета, есть много беженцев, в работе с которыми мы учитываем множество деталей, ведь у каждого из них – своя история и своя травма», - говорит она.
Наша соотечественница основала благотворительный фонд «Анна Аствацатурян» и реализует много проектов. Один из них называется «Ser Artsakh» и направлен на поддержку рожениц Арцаха и их появившихся на свет малышей. Каждый родившийся в Арцахе ребенок получает подарочный набор, включающий все необходимое для ухода за новорожденным. Комплект составляется из товаров, произведенных в Армении, и вручается мамам перед выпиской из роддома. Несмотря на более чем 9-месячную блокаду, фонд изыскивал возможности передать роженицам красиво оформленные коробки: за этот период через Красный Крест в Арцах была отправлена 1000 наборов, а также памперсы, детское питание, лекарства.
«Нам не удалось доставить подарки лишь в августе и сентябре, так как въезд в Арцах был запрещен и Красному Кресту. На днях мы передали 80 наборов малышам, рожденным за последние месяцы в блокадном Арцахе и потом в Армении, - рассказывает Анна. – Некоторые наши подопечные поселились в отдаленных регионах РА, но мы уже связались с ними и обязательно передадим коробки. Эти «гифт-боксы» - не просто столь необходимая арцахским женщинам помощь, это символ продолжения существования Арцаха, пусть и территории временно оккупированы, это любовь, внимание и забота об их малышах. Мы продолжим проект, может, немного в ином виде. Хотим поддержать также арцахцев из оккупированных после войны 2020 г. районов, которые остались в Армении. Ведь у многих до сих пор есть проблемы с работой, финансами и т.д. Надеюсь, что мне удастся реализовать также проекты «Ser Syunik» и «Ser Tavush» - это моя мечта».
Анну Аствацатрян-Теркотт беспокоит также состояние беженцев. Как помочь им преодолеть травмы? Чем помочь им в первую очередь? Почему надо быть тактичными в общении с ними? Ответы на все эти вопросы она попыталась дать, исходя из личного трагического опыта и прекрасного знания психологии беженца.
«ТЕМА АРЦАХА ДЛЯ МЕНЯ ГЛУБОКО ЛИЧНАЯ, она - часть моей жизни, - рассказала писательница. – Мне было 9 лет, когда случилась трагедия в Сумгаите. В этом возрасте я узнала об Арцахе по рассказам бабушки, и уже стала замечать беспокойство своих родителей. В неполные 12 лет я пережила то же самое, что и армяне Сумгаита: в нашу квартиру пытались ворваться азербайджанцы, и нам с трудом удалось спастись. Мы с трудом бежали в Армению, где какое-то время жили в подвальном помещении, без каких-либо пригодных для жизни условий. Бабушка предложила мне начать писать дневник, чтобы избежать глубокого стресса. Эти дневниковые записи и легли затем в основу моей книги».
В этот свой приезд в Армению Аствацатурян-Теркотт начала активно сотрудничать с оказывающими помощь беженцам организациями как в Сюнике, так и Ереване. Перед приездом она заказала предметы гигиены, товары для здоровья и детское питание для 2500 семей, которые передала уже на месте. Около тысячи семей получили кухонную технику, посуду, одежду для детей и взрослых. Но главной помощью сама Анна считает умение правильно вести себя с каждым отдельным арцахцем, пережившим изгнание из своей родины и лишившимся всего.
«У каждой семьи своя трагедия, свое понимание произошедшего. На разные травмы каждый реагирует по-своему, и необходимо научиться выслушивать всех и понимать их реакцию на все, даже на помощь, которую мы оказываем, - объяснила она. – Мне было неполных 12 лет, когда в моей душе навсегда засела боль. Эта боль сегодня видна в глазах арцахцев, особенно взрослых, которые переживают за молодое поколение. Они оставили на родине могилы родных, во время последних событий многие потеряли членов семьи, наспех похоронили их в Арцахе и бежали, оставив могилы без присмотра. А ведь они просто ждали справедливости, свободы, любили свою родину и делали все, чтобы жить мирной жизнью».
Писательница поделилась воспоминаниями из личной жизни, о том, как после бегства из Баку в Ереван она, как и другие бакинские армяне, столкнулась с ворохом проблем.
«В ту эпоху не было принято говорить о ментальных проблемах и психологической помощи не было вообще. Мы пытались жить, делая вид, будто ничего не случилось, забыть все, уйти в себя. Но мой папа получил инфаркт, проблемы со здоровьем появились и у меня. В школе, которую я начала посещать в Ереване, ко мне и другим беженцам не всегда относились положительно. Но сейчас многое изменилось, я вижу, как поддерживают детей из Арцаха их новые одноклассники и учителя, как в стране работают организации, оказывающие не только гуманитарную, но и психологическую помощь беженцам», - отмечает Анна.
Сейчас арцахцы переживают первую волну шока и пытаются приспособиться к жизни в Армении, зачастую в условиях, далеких от нормальных, будучи размещенными в детских садах, школах, заброшенных сараях и подвалах, подчеркнула она. Но, по словам Анны, чем дальше, тем больше у них будут углубляться психологические проблемы, что не может не сказаться на физическом здоровье, и всем нам надо оставаться добрыми, терпеливыми и осторожными в общении с ними.
ВМЕСТЕ С ТЕМ АСТВАЦАТУРЯН-ТЕРКОТТ ПРИЗНАЛАСЬ, ЧТО, несмотря на всю тактичность обращения с беженцами, ей также не удалось избежать ошибки.
«Одной семье я сказала, мол, не переживайте, что оставили в Арцахе вещи, зато вы выбрались оттуда целыми и невредимыми. Чуть позже я поняла: оставленные в оккупированной родине предметы быта, одежда и все остальное – это не просто вещи. Это результат многолетнего труда людей, огромная работа, усилия, время и часть жизни, вложенные в благоустройство родного дома. Это пусть и материальная, но тоже связь с потерянной родиной, - сказала она, добавив, что многие арцахцы смогли хотя бы вывезти с собой фотографии или сохранили их в цифровом виде. Между тем, убегая из Баку, ее родители взяли с собой семейный фотоальбом, но фотографий дома, сада не сохранилось: «Иногда я закрываю глаза, мысленно прохожу через двор своего детства, сад, захожу домой, смотрю в окно, слышу звук проезжающего поезда. Все это осталось у меня внутри – воспоминания о детстве».
Анна также обратила внимание на один из важных вопросов, волнующих беженцев. Речь о жилье и резком повышении цен на аренду жилья в Армении. По ее мнению, государство должно установить жесткий контроль над ценами, чтобы помощь арцахцам хоть как-то выйти из тупика. Необходимо также обеспечить людей работой или помочь им обзавестись новыми профессиями, инициируя разные программы с целью их дальнейшего трудоустройства.
«Помогайте арцахцам, не обвиняйте их ни в чем, не игнорируйте их, ведь они существуют, они живут здесь и сейчас рядом с нами и нуждаются в нашей поддержке. В противном случае они покинут Армению, как это 30 лет назад сделало большинство бакинских армян», - призывает Анна.