Писать о свободе оказалось непросто. В голову приходят одни лишь крайности: или что-то эйфоричное с полетом главных героев фильма «Титаник» на носу лайнера или железобетонный аргумент про вторую чашу весов, где лежат ответственность и долг. И тогда вспоминаются слова австрийского психиатра Виктора Франкла о том, свобода – это лишь «часть дела и половина правды»1.
«Быть свободным – это только негативный аспект целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода может выродиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности. Вот почему я посоветовал бы, чтобы статуя Свободы на восточном побережье США была дополнена статуей Ответственности на западном»2.
В слове «свобода» и правда много всего понамешано. Приглашаю вместе об этом поговорить и завершить цикл статей о смысле жизни именно разговором о свободе, потому что свобода собственно и видится как последняя ступень к осознанию смысла собственной жизни.
Свобода и её обременения
Кто же не мечтает быть свободным? Свобода желанна и воспринимается едва ли не как синоним счастья. Хотя Франкл, как видим, не слишком-то оптимистичен на этот счет.
«Да, – словно бы соглашается с Франклом его коллега Альфрид Лэнгле, – свобода может быть обременительной. Человеку, выбирающему ее, приходится снова и снова искать ориентиры – чтобы не растеряться, не оказаться беспомощным перед необходимостью принимать решение»3.
Получается, что к ответственности добавляется еще одно обременение свободы в виде необходимости принимать решения и делать выбор. Вот только обременение ли это?
Вспоминается один случай из профессиональной практики того же Франкла. В 60-е годы прошлого века польские психиатры пригласили его сделать доклад по логотерапии (то есть лечению смыслом – авторской концепции Франкла). Выступая перед поляками, Франкл поделился наблюдением одного последователя Фройда, который, в те же 60-е годы побывав в Москве, отметил, что там, по его наблюдению, неврозы встречаются гораздо реже, чем в США, и предположил, что причина может быть в необходимости советских граждан постоянно выполнять какие-то задачи.
«Вы меньше склонны к неврозам, чем американцы, потому что должны выполнять больше задач», – сказал я им. Поляки самодовольно улыбнулись. “Но не забывайте, – добавил я, – что американцы сохранили свободу самостоятельно выбирать себе задачи – ту свободу, в которой, мне кажется, подчас бывает отказано вам”. Они перестали улыбаться»4.
Депрессия выходного дня
Свобода «опасна» еще и тем, что оставляет нас наедине с собой, заставляет сойти с проторённой дороги, искать свои собственные ответы, смыслы и ориентиры в жизни.
Далеко уже не новым явлением жизни является «депрессия выходного дня». Это когда ждешь-ждешь пятницы, а потом не знаешь, чем себя занять. И тогда начинаешь с тоской ждать понедельника, чтобы нырнуть пусть и в постылую, но знакомую и понятную рабочую рутину. Знакомо? Тоскливое ощущение. Не правда ли?
«Свобода переживается как благо, только если освобождённый знает, чего хочет. Быть свободным, не зная, для чего эту свободу использовать, приводит к непереносимому чувству пустоты, которое быстро становится мучением»5.
Свобода в концлагере
Да, свобода может казаться и тягостной, и обременительной. И вот ведь «странность»: свобода и обременение – понятия противоположные, но в жизни у них как-то получается уживаться друг с другом. Думаю, всё дело в том, что свобода больше любых ограничений. Точнее, она способна оставаться собой в любых ограничениях.
Франкл описывает один из эпизодов своего пребывания в концлагере:
«При переезде из Аушвица в баварский лагерь мы смотрели сквозь зарешеченные окна на вершины Зальцбургских гор, освещённые заходящим солнцем. Если бы кто-нибудь увидел в этот момент наши восхищенные лица, он никогда бы не поверил, что это – люди, жизнь которых практически кончена…А однажды вечером, когда мы смертельно усталые, с суповыми мисками в руках уже расположились было на земляном полу, вдруг вбегает наш товарищ и буквально требует, чтобы мы, невзирая на всю усталость и весь холод, вышли на минутку: нельзя пропустить такой красивый закат!И когда мы вышли и увидели там, на западе, пылающую полосу неба и теснящиеся до самого горизонта облака причудливых форм и целой гаммы оттенков, от сине-стального до багрово-красного, алым блеском отражающегося в лужицах плаца, среди столь контрастно унылых лагерных зданий, – когда мы увидели все это, то после минутного молчания кто-то сказал: “Как прекрасен мог быть мир!”»6.
Красота и смысл жизни
Мир действительно полон красоты. Вот только удивительно, что эта красота совершенно нефункциональна: даже самым восхитительным закатом не покроешь ипотеку, красивым цветком, к сожалению, не сможешь наполнить голодный живот, в брызги волн, искрящиеся на солнце, увы, не обуешься, как в хрустальные туфельки.
У красоты другая задача, а потому любая попытка ее продать или купить будет пошлой и искусственной. Произведение искусства – картину, например – можно продать, но заставить сердце восхищаться ею за деньги невозможно.
При чем тут смысл жизни? При том, что красота способна вдохновлять на жизнь, согревать сердце и наполнять даже самые темные моменты жизни радостью и смыслом.
Попробуйте вспомнить: были ли в вашей жизни такие моменты, когда вопрос «зачем я живу?» даже не рождался в голове? Когда сама жизнь, сам этот мир и его красота уже служили ответом на этот вопрос?
Из разговора Виктора Франкла со своим пациентом:
«ФРАНКЛ: А теперь позвольте задать вам вопрос: когда музыка достигает самых глубин вашей души и трогает вас до слез (ведь в какие-то моменты это, несомненно, происходит, правда же?), в эти минуты вы тоже сомневаетесь в смысле своей жизни или тут такого вопроса даже не возникает?
ПАЦИЕНТ: В такие минуты эта проблема даже не вспоминается.
ФРАНКЛ: …Не можем ли мы допустить, что именно в такие моменты, когда вы непосредственно соприкасаетесь с великой красотой, вы обретаете смысл жизни, обретаете в эмоциональном источнике то, чего не смогли найти в интеллектуальном?..
ПАЦИЕНТ: Я понимаю и готов согласиться: безусловно в моей жизни есть моменты, когда я вовсе не рефлексирую, и именно тогда смысл попросту вот он. Я даже испытываю что-то вроде единства с бытием, и можно сказать, что это переживание сродни близости к Богу, описываемой великими мистиками»7.
Заключение
Возможно, кто-то разочаруется. Как же так: в цикле статей о смысле жизни нет ни одного примера смысла жизни.
Уж если пример, то пусть он будет о том человеке, который посвятил исследованию понятия «смысл жизни» много трудов и лет жизни. Это Виктор Франкл. Однажды он высказался смысле собственной жизни так:
«Когда издатель “Кто есть кто в Америке” попросил меня подытожить свою жизнь в нескольких строках, я ответил словами, которые вы можете уже предугадать: “Я обрёл смысл жизни в том, чтобы помогать другим находить смысл в своей жизни”»8.
Так как же обрести смысл собственной жизни?
Мой ответ – насушить сухарей и отправиться в дорогу без гарантий, что все будет хорошо. Быть внимательным в этой дороге к миру и людям вокруг, поднимать почаще взгляд, учиться видеть красоту и вбирать ее в себя, но главное – не переставать идти.
А куда идти и жить, подскажет сама жизнь, потому что она, как сказал Лэнгле, «не дает нам покоя, она назойлива. Она не довольствуется полумерами. Она хочет быть прожитой целиком»9…
©
Своими мыслями приглашаю делиться в комментариях, а желающих разобраться в отношениях с близкими (и дальними тоже) приглашаю присоединиться к психотерапевтической группе «Мы слишком разные», которая стартует 14 ноября 2023 г.
©
________________
1 Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – С. 39.
2 Там же. – С. 39.
3 Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапии как средство оказания помощи в жизни. – С. 41.
4 Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – С. 62-63.
5 Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапии как средство оказания помощи в жизни. – С. 39.
6 Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / Виктор Франкл; Пер. с нем. – 6-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – С. 83-84.
7 Франкл В. Воля к смыслу. – С. 112-113.
8 Там же. – С. 188.
9 Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапии как средство оказания помощи в жизни. – С. 117.
Присоединиться к психотерапевтической группе «Мы слишком разные», которая стартует 14 ноября 2023 г.
Автор: Юлия Николаева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru