Проблема дефицита швей в Калининградской области после начала СВО стала чувствоваться намного острее. Так считает основатель местного бренда одежды Molinialife Ксения Соломонова.
«В прошлом году у нас насчитывалось 35 человек, а в настоящее время — около 20-25 человек. Есть помещение, есть оборудование, мощности. Но у нас нет работников, это прямо огромная проблема в Калининградской области для швейников. Думаю, в других регионах наверняка тоже такая ситуация. Сегодня очень нужны швеи. Мы пытались сами обучать новичков операционным системам, брали людей с улицы без навыков, которые раньше были учителями, неважно кем еще и готовы были сменить профессию. Но это очень долгий процесс, к сожалению».
Ксения тесно сотрудничает с Гусевским политехническим техникумом, где готовят швей, но решить кадровую проблему ей пока так и не удалось.
«Мы готовы взять в штат хоть 20 человек дополнительно, вот хоть сейчас, но… желающих нет», — сетует она.
Свое дело основатель бренда по производству льняной одежды открывала до пандемии, буквально с нуля. Не имея никаких вложений, Ксения начала с международного маркетплейса Etsy, принцип работы которого похож на «Ярмарки мастеров»: товары по большей части изготавливаются по индивидуальному запросу покупателя.
«Когда я искала рынки продаж, то понимала, что мы не можем отшивать сразу партии, чтобы можно было сделать отгрузку товара: финансов не было. Но на Etsy система такая: люди сначала платят за товар, мне приходит оплата на счет через PayPal, а на эти деньги я покупаю ткань. Затем мне давалось пять дней на изготовление заказа, и после я его отправляла», — говорит предпринимательница.
В период пандемии в интернет-магазине насчитывалось до двух тысяч отправлений. Но оказалось, почта к такому объему не была готова — доставка заказов стала задерживаться, отправления терялись. Пошли негативные отзывы и магазин на интернет-площадке заблокировали. Позже товары все-таки доходили до адресатов, репутация была восстановлена, но возвращаться на мировую арену предприниматель уже не решилась.
«Стала думать, как развивать торговлю дальше. Благодаря сайту какие-то сбережения были накоплены, стала реализовывать продукцию на российском рынке, на Вайлдберриз и Озоне. Понемногу дело пошло», — вспоминает собеседница, отмечая, что шаг за шагом отошла от использования труда швей - надомниц. На средства господдержки по областной программе выращивания компаний-газелей открыла цех, приобрела необходимое оборудование.
«Производство мы открыли за счет господдержки правительства, получили субсидии по программе «Восток», очень хорошие условия, за что безумно благодарна. Всего 1% в год, и самое главное — отсрочка платежа на 3 года. То есть, есть время развить бизнес, набрать обороты, а потом уже возвращать сумму и проценты», — объясняет Соломонова.
С началом СВО и введением европейских ограничений текстиль стал санкционным товаром. Завозить материалы и фурнитуру теперь труднее, а вывозить товары — сложнее вдвойне. Изменилась география поставок, сегодня материал закупают у белорусского Оршанского льнокомбината.
«Пробовали разные ткани, но остановились именно на этом производителе. Потому что их материал оказался самый лучший. С транспортировкой дело обстоит сложно, так как этот теперь санкционный товар все идет долго, сложно, но возможно… Поставки осуществляются морем. Для срочности можно оформить авиадоставки, но там уже ценник намного выше — 200 рублей за килограмм. Это очень дорого. Поэтому стараемся, чтобы все было более бюджетно», — говорит собеседница.
Примерно такая ситуация с доставкой фурнитуры. Все необходимое для производства одежды теперь приходится закупать в материковой России.
«Мы все из фурнитуры приобретаем из России, чтоб потом собрать документы и опять поставлять туда. Нам нужны документы на вывоз: накладные перевозчика, международные накладные для того, чтобы потом можно было сделать акт экспертизы ТПП для таможни и выпустить продукцию за пределы Калининградской области, точнее на склады маркетплейсов. Новый закон по упрощенной электронной торговле к нам не относится. Таким способом мы можем отправить продукцию как физлицо физлицу. Оптовые поставки упрощенно отправить нельзя, юрлиц это нововведение не касается, у нас все осталось, как прежде», — констатирует Соломонова.
Все эти сложности подтолкнули Ксению открыть свой первый офлайн магазин в Калининграде. Не за горами открытие сети за его пределами.
«Сейчас тестируем первый свой магазин, который открыли в Балтия молл. Как только отработаем хотя бы год, сами почувствуем, поймем, что это, каков спрос, то начнем задумываться об открытии следующих», — делится планами предприниматель.
При выходе на офлайн рынок возникла еще одна сложность. Если в интернет-торговле сезонность была почти незаметна, то с открытием «физического» магазина ограниченность ассортимента, а значит и спроса владелец ощутила остро.
«Лен летом идет очень хорошо, и в принципе, с тем, что раньше мы продавали продукцию только на онлайн-площадках, сезонность не сильно влияла на этот процесс. Открыв магазин, мы очень сильно почувствовали приход осени. Поэтому сейчас в короткие сроки стараемся переключиться на шерсть. <...> Нашли классную фабрику, которая изготавливает очень хорошую шерсть. Она не скатывается, не садится вообще. Так что сейчас переориентируем магазин в этом направлении», — делится Ксения Соломонова.
Как писал РБК Калининград, власти Калининградской области начали второй этап отбора малого и среднего бизнеса для особой господдержки их проектов с целью выращивания быстрорастущих «газелей». В числе проектов, поддержанных региональными властями в рамках первого этапа, был и бизнес-проект Ксении Соломоновой.