Давно ратовал за создание общего образовательного пространства не только в рамках Союзного государства, но и в ЕАЭС, СНГ и даже ШОС. Однако, к каждому праведному делу следует подходить осмысленно, взвешенно, соблюдая партнёрские и союзнические интересы, но учитывая и защищая прежде всего свои собственные интересы.
В случае образовательной интеграции в рамках СГ Россия не скрывала политического интереса сбить влияние ЕС на подготовку кадров из Беларуси, что соответствует и нашим интересам. В этой ситуации где-то после 2010 года стала происходить интенсификация работы управленческого и экспертного пулов двух стран по решению этого вопроса.
Но как всегда в благородном деле мешают узкие эгоистические интересы. Формирование единого образовательного пространства стало инструментом отдельных российских ВУЗов по агрессивному маркетингу в части привлечения белорусских студентов. Иногда запал отдельных руководителей был настолько силен, что создавалось впечатление, что их мечтой являлось желание забрать подчистую всех белорусских абитуриентов и максимально загрузить свои университетские мощности.
В результате мы увидели рост квот для белорусских абитуриентов, признание россиянами ЦЭ, наращивание набора белорусов. И здесь возникает главный вопрос - а где здесь реальная интеграция? Ведь интеграция предусматривает взаимное проникновение прежде всего гуманитарных, личностных отношений. Однако в результате мы получаем нарастание утечки мозгов. И эта утечка происходит не куда-то в Новокузнецк или Вологду, а в Москву и, в крайнем, случае Петербург.
Т.е., мы сталкиваемся с ситуацией, с которой в данный момент имеют дело близлежащие с Москвой и Петербургом области, уже обезлюженные и опустевшие.
Ситуацию усугубляет и то, что поступление в российские ВУЗы становится также способом избежать распределения, особенно в свете введения его обязательного статуса и для платников. В результате получаем ситуацию, когда вместо укрепления кадрового потенциала своей страны молодые белорусы пытаются отсюда "улизнуть". К слову, сегодня в России обучаются 13 тысяч студентов. И где он в будущем будут трудоустроены?
В этой связи следует ставить вопрос об обязательном распределении в Беларусь и тех белорусских выпускников, которые оканчивают российские ВУЗы, т.к. белорусским интересом выступает сохранение национального кадрового потенциала и рабочих рук прежде всего в регионах. Это я пишу как специалист, успевший организовать несколько союзных образовательных проектов, в результате которых ни один белорусский студент не вернулся на Родину, а оказался в Москве.
Если мы не хотим повторить демографический коллапс Псковской, Тверской или Смоленской области, то уже сегодня следует об этом задумываться.
В перспективе же следует не конкурировать ВУЗам двух стран в перетягивании абитуриентов друг у друга, а создавать межвузовские смешанные наборы по совместным согласованным программам и ротационным межвузовским обучением студентов. Ведь это также кадровый потенциал и белорусской высшей школы.
Интеграция и высасывание кадров - это не одно и тоже. Следует делать ставку на образование как инструмент налаживания связей, знакомств, познания неизведанного.
Больше новостей на NPR.BY