Найти тему
Живопись

Гойя и Каэтана

Франсиско Гойя, «Мальчики, играющие в солдатики», 1779, холст, масло, 146 х 94 см, Музей Прадо, Мадрид
Франсиско Гойя, «Мальчики, играющие в солдатики», 1779, холст, масло, 146 х 94 см, Музей Прадо, Мадрид

Картинами Франсиско Гойя восхищаются потомки

Но современники его не любили, – слишком буйным был этот гений, умевший создать из ничего скандал, дуэль и драку. Причиной тому служил не только горячий темперамент испанского южанина, а его постоянные поиски вдохновения.

Франсиско Гойя, «Танец майо на берегах Мансанареса», 1777, холст, масло, 272 × 295 см, Музей Прадо, Мадрид
Франсиско Гойя, «Танец майо на берегах Мансанареса», 1777, холст, масло, 272 × 295 см, Музей Прадо, Мадрид
Франсиско Гойя, «Аллегория любви, Купидона и Психеи», между 1798 и 1805, холст, масло, 220,5 ×  155,5 см, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона
Франсиско Гойя, «Аллегория любви, Купидона и Психеи», между 1798 и 1805, холст, масло, 220,5 × 155,5 см, Национальный музей искусства Каталонии, Барселона
Франсиско Гойя, «Аллегория виллы де Мадрид», 1810, холст, масло, 260 × 195 см, Музей истории Мадрида, Мадрид
Франсиско Гойя, «Аллегория виллы де Мадрид», 1810, холст, масло, 260 × 195 см, Музей истории Мадрида, Мадрид

Гойя искал вдохновение

Жена Хосефа была ворчливой, верной и скучной женщиной. Гойя искал волнующих чувств, куража и острых ощущений, чтобы со всей неистовой страстью и мощью своего таланта создавать картины – жизнерадостные пасторали и мрачные пейзажи, парадные светские портреты и фривольные силуэты пышногрудых красавиц.
Ему все прощали, даровали звание придворного художника и даже должность директора Королевской Академии Сан-Фернандо, которая когда-то дважды отказалась зачислить его в студенты. Но ему было мало корриды, балов и бурных романов.

Франсиско Гойя, «Правда, время и история», дата неизвестна, холст, масло, 294 × 271 см, Национальный музей изобразительных искусств, Стокгольм
Франсиско Гойя, «Правда, время и история», дата неизвестна, холст, масло, 294 × 271 см, Национальный музей изобразительных искусств, Стокгольм
Франсиско Гойя, «Дама, читающая письмо», дата неизвестна, холст, масло, 181 × 122 см, Дворец изящных искусств Лилля, Лилль
Франсиско Гойя, «Дама, читающая письмо», дата неизвестна, холст, масло, 181 × 122 см, Дворец изящных искусств Лилля, Лилль

Гойя искал свою Музу

Доподлинно неизвестно, где они встретились впервые. Может быть, на светском приеме, где язвительная герцогиня Альба высмеяла пафосный наряд этого сына дворянки и крестьянина. Или в мастерской прославленного художника, куда гордая красавица пришла, чтобы заказать парадный портрет. Но их страсть разбила вдребезги сословные условности, стерла разницу в четверть века и опрокинула навзничь рамки приличия.

Франсиско Гойя, «Белая герцогиня», 1795, холст, масло, 192 × 128 см, Дворец Лирия, Мадрид
Франсиско Гойя, «Белая герцогиня», 1795, холст, масло, 192 × 128 см, Дворец Лирия, Мадрид

Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо

К двадцати годам имела пышный титул и длинный список любовных побед, колоссальное по испанским меркам состояние и равнодушного супруга, за которого ее выдали в тринадцать лет. Ее шарм, красота, независимость и умение легко уводить чужих поклонников приводили в бешенство многих, а главная великосветская конкурентка – принцесса, а потом королева Испании Мария-Луиза Пармская упорно враждовала с ней.

Франсиско Гойя, «Женский портрет», 1795, холст, масло, 62 × 75 см, Художественный музей Баии, Сальвадор, Бразилия
Франсиско Гойя, «Женский портрет», 1795, холст, масло, 62 × 75 см, Художественный музей Баии, Сальвадор, Бразилия

Гойя, пятидесятилетний мачо

Но Гойя, пятидесятилетний, уродливый, глухой, стал ее мачо – рыцарем без плаща, но с кинжалом. Отчаянно-дерзкая и возмутительно-пылкая Каэтана на десятилетие превратилась в смысл его жизни и стимул творчества. Когда он рисовал свою Музу, земля уходила из-под ног, время останавливалось, а Вселенная застывала в благоговейном молчании. Он рисовал ее в траурном черном и в радостном белом, одетой и обнаженной, герцогиней и махой – романтичной, сильной и независимой простолюдинкой.
Она ушла в 30 лет, так и не состарившись. Мастер – в 82, сохранив на своих полотнах историю этой странной, скандальной, но страстной любви двух великих людей.

Франсиско Гойя, «Мечта», около 1800, холст, масло, 46,5 × 76 см, Национальная галерея Ирландии, Дублин
Франсиско Гойя, «Мечта», около 1800, холст, масло, 46,5 × 76 см, Национальная галерея Ирландии, Дублин

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!