Найти тему
Государственный Эрмитаж

Как эрмитажные коты готовятся к зиме

История Эрмитажа насчитывает более 250 лет, а его коллекции включают более трёх миллионов предметов искусства и памятников мировой культуры. Таким он был не всегда. Изначально произведения искусства располагались в продольных галереях здания Малого Эрмитажа. В 1771-1787 годах по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. В 1852 году состоялось открытие Императорского музея в Новом Эрмитаже – первого здании в России, построенном специально для размещения художественных коллекций.

Зимний дворец. Фото: Алексей Бронников
Зимний дворец. Фото: Алексей Бронников

В начале 20-х годов XX века Зимний дворец был официально передан Эрмитажу и получил статус музея. Жилые и технические помещения были превращены в систему просторных экспозиционных залов с удобными маршрутами и переходами между зданиями Эрмитажа. Зимний дворец становится частью одного их крупнейших музеев Европы и мира.

С развитием музейного комплекса, совершенствовалось и теплоснабжение. До революции в Эрмитаже было несколько не связанных друг с другом систем отопления. Тепло обеспечивали амосовские печи. Однако, такая система была пожароопасной, а выделявшиеся дым и гарь, оседали на дворцовых интерьерах. Годы шли, амосовские печи заменили на водовоздушную систему отопления. Значимые изменения произошли в период работы главного архитектора Эрмитажа Александра Владимировича Сивкова в 1920–1950-е годы. Он разработал проект единой воздушной отопительной системы для всех зданий музея с подключением её к городской теплоцентрали.

А. В. Сивков. Главный архитектор Эрмитажа в 1920–1950-е годы. Фото из архива Архитектурной службы Государственного Эрмитажа. Конец 1930-х.
А. В. Сивков. Главный архитектор Эрмитажа в 1920–1950-е годы. Фото из архива Архитектурной службы Государственного Эрмитажа. Конец 1930-х.

Сейчас оптимальные температура и влажность в музее поддерживаются, благодаря работе современных климатических систем.

В комфорте и тепле проживают и уникальные обитатели музейного комплекса – эрмитажные коты. Они отвечают за сохранение экспонатов и душевного климата в музее. Их офис, Кошкин дом, находится в подвале Зимнего дворца. Сегодня мы зашли в гости к пушистым коллегам, чтобы узнать, как они готовятся к зимнему сезону.

Эрмитажные коты отвечают за сохранение экспонатов и душевного климата в музее. 
Фото: Софья Пряхина
Эрмитажные коты отвечают за сохранение экспонатов и душевного климата в музее. Фото: Софья Пряхина

Пока берега Невы еще помнят солнечное тепло, брусчатка не блестит от первых заморозков, а листва нехотя покидает деревья, наши сотрудники продолжают патрулирование зданий Эрмитажа, чётко маневрируя в графике “работа-отдых”. Каждое утро коты совершают обход музейных территорий. Затем – полноценный обед, а после – обязательные мурчания на любимых лежаках. Как только все вышеперечисленные пункты выполнены – снова за работу – следить за порядком! Таким образом коты-коллеги поддерживают порядок, тепло и уют в исторических интерьерах Эрмитажа. Ведь если в доме живёт кот, то это настоящий дом, а не просто здание.

Чтобы убедиться в этом лично, ждём вас в гости!

***

Фотографии пушистых сотрудников демонстрируют, как правильно реагировать на похолодание в Петербурге: никаких лишних волнений, выравниваем эмоциональный фон ("ловим Дзен"), сохраняем энергию и больше времени уделяем отдыху:

Фото: Софья Пряхина
Фото: Софья Пряхина

И ещё несколько кадров из жизни пушистых обитателей Эрмитажа...

А это – кот, который не ожидал увидеть солнце после затяжного осеннего дождя. Он зашёл в Кошкин дом, чтобы осмыслить происходящее…

-7

Партнёр программы «Эрмитажные коты» компания ЧЕТЫРЕ ЛАПЫ.