В этом сезоне мне удалось добраться так далеко, как никогда прежде. Я побывал в экспедиции по Чукотке, острову Врангеля и еще нескольким островам. Об этом я сегодня вам и расскажу.
Чукотка – один из самых холодных и малозаселенных регионов России. Большая часть ее территории расположена за полярным кругом, а среднегодовая температура находится в отрицательном диапазоне. Но одновременно с этим Чукотка – это привлекательный Север с его бесчисленными природными богатствами и незабываемой красотой.
Первым знаковым местом на нашем пути был Мыс Дежнева. Все, кто знает географию, слышали об этой месте. Это самая восточная точка Евразийского континента, обладающая особой магией. Эта географическая локация привлекательна для туристов своей отдаленностью, труднодоступным местоположением, потрясающей природной архитектурой. Мыс Дежнева – это изолированный горный массив с плоской вершиной и крутыми, обрывистыми берегами. Это место, где встречаются два океана: Северный Ледовитый (Чукотское море) и Тихий (Берингово море).
В 1898 году это место получило имя мыса Дежнева в честь казачьего атамана и землепроходца Семена Дежнева. Этот мореплаватель открыл многие территории Северной и Восточной Сибири. Он прошел по Северному Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки и первым из европейцев преодолел Берингов пролив. В 1649 году он поднялся по реке Анадырь на 600 км вверх, где устроил зимовье – первое русское поселение на Чукотке, Анадырский острог.
На этих территориях находится большое количество древних археологических памятников. Один из самых известных – покинутый эскимосский поселок Наукан. Он считается самым восточным из когда-либо существовавших поселений материковой Евразии. До сих пор здесь археологи находят артефакты – остатки древних эскимосских жилищ и хозяйственных построек.
Поселок Наукан в советское время переселили. Теперь эскимосы оттуда живут в поселке Новое Чаплино. Это, так называемое, «домашнее село» на Чукотке. Домашним село становится при наличии двух факторов: географической близости и транспортной доступности. Через такие «домашние села» приезжее население из центральных районов Советского Союза знакомилось с жизнью и бытом народов Чукотки. Труднее всего было добраться до поселка зимой – перевалы и серпантины, а извилистый участок дороги заметает снегом.
Новое Чаплино – село с преобладающим проживанием эскимосского населения. В Чаплино есть несколько активистов, которые пытаются если не возродить, то хотя бы сохранить язык. В настоящее время экскимосы также занимаются китобойным промыслом, но уже не так активно и в строго квотированных объемах для поддержания традиционного природопользования и сохранения национального самосознания. На Чукотке китобойный промысел всегда являлся и средством выживания, и церемонией. Без китового мяса и жира тысячи людей в забытом регионе могли бы погибнуть от голода. В наши дни логистика района также не совсем хорошо развита, и экскимосам приходится продолжать свою традицию, однако молодое поколение постепенно отходит от этого, именно благодаря возрастающей доступности других продуктов.
В Новом Чаплино, как и в нескольких других поселках, мы увидели разделывание кита на берегу. Зрелище, честно, не самое приятное. Но что поделать, это часть жизни местных.
Но главная наша цель экспедиции лежала еще севернее. Это остров Врангеля, что находится на Чукотке в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Судя по находкам археологов, первые люди здесь появились за 1750 лет до н. э., на карты же остров Врангеля был занесен в середине 19 века. В 1921 году началась колонизация острова: сперва сюда прибыли поселенцы из США и Канады, а в 1924 году над островом подняли советский флаг. Уже в 1926 году под руководством русского исследователя Арктики Георгия Ушакова была создана первая полярная станция.
Географическое положение этой территории удивительно: остров Врангеля разделяется 180-м меридианом на две почти равные части, а значит, находится одновременно и в Восточном, и в Западном полушарии.
На острове находится самый северный на Дальнем Востоке заповедник, омываемый Северным Ледовитым океаном, а по количеству растений и животных-эндемиков (то есть живущих только в одной климатической зоне) не имеет аналогов в мире и превосходит даже Гренландию.
Чукотское название острова Врангеля – Умкилир – переводится как «остров белых медведей». Действительно, количество берлог этого северного хищника здесь самое большое в мире. Ежегодно на острове впадает в спячку 400-500 медведей. Удивительно, но мы на Врангеля встретили всего одного медведя, хотя были там несколько дней :) Гораздо больше мы увидели их на соседних островах. Кроме медведей, на острове можно встретить овцебыка. Они были завезены в 1975 году в количестве 20 особей и после многолетней адаптации прижились. Сейчас на острове около 900 особей. Правда их мы тоже не увидели, а увидели лишь черепа, лежащие на станциях. А на побережье обитают моржи, мигрирующие на зиму в Берингово море, в акватории же встречаются белуха и серый кит, иногда – гренландский кит. Как думаете, увидели ли мы их? Нет :) Знаете в чем причина такого скудного фотосафари? Очень просто, это инспектора, что работают на острове.
В 1976 году остров Врангеля и находящийся неподалеку от него остров Геральд превратили в заповедник. Эти острова по разнообразию флоры и фауны не имеют себе равных среди всех арктических островов. Площадь заповедника составляет почти 2226 тысяч гектар земельных и водных угодий. Это первый Российский природный арктический заповедник. Так как остров Врангеля – это заповедник, на лодку подсаживаются его работники, которые следят за тем, чтобы “выполнялись все правила поведения”. Во многом – это абсолютно правильно, правила ведь написаны не на пустом месте. Но увы, инспектора нам попались такие, которым было на нас и наши съемки плевать. Они воспринимали нас как обузу, а корабль – как способ доехать до той или иной стоянки, завести провизию или починить дверь. Поэтому никаких животных мы на Врангеля и не увидели. Мы могли бы их не увидеть животных и на соседнем острове Геральд, так как инспектора пытались нам отменить и на него поездку, но, к счастью, этот момент удалось уладить.
Остров Геральд – остров в Чукотском море Северного Ледовитого океана, расположенный в восточном направлении от острова Врангеля примерно на 70 километров. Остров был назван своим первооткрывателем Генри Келлеттом в честь своей бригантины «Геральд» 1849 году.
Остров имеет вытянутую с юго-востока на северо-запад форму. Берега острова крутые, а в некоторых местах и отвесные. По сути, остров представляет собой сплошную гранитную скалу. Его наивысшая точка – гора Микояна, высотой 364 метра над уровнем моря.
Ежегодно на островах Врангеля и Геральда насчитывается до 500 родильных берлог. На особенно удобных снежных склонах их плотность составляет по 4-5 нор на квадратный километр. Такому обилию берлог способствуют уединенность островов и ледовая обстановка вокруг них. В конце лета и осенью неподалеку проходит южная кромка льдов, на которой в большом числе концентрируются белые медведи. В это время они охотятся на моржей, которые устраивают лежбище на выступающих в море мысах и косах.
На острове Геральда нам повезло гораздо больше, тут за один вечер мы увидели более 26 медведей! Включая и малышей с мамами.
Где еще мне удалось побывать? На краю земли. Где тот самый край Земли? Интересуются многие. Очень подходит для этой роли российский остров Ратманова. Остров находится в Беринговом проливе, который разделяет Западное и Восточное полушария, Азию и Америку, Аляску и Чукотку. Эскимосы, населявшие его более двух тысяч лет, называли его Имаклик, что означает «окруженный водой».
Климат здесь суровый. Шквальные холодные ветра дуют почти круглый год, принося с собой ледяной холод Арктики. Десять месяцев в году остров окружают плотные льды, по которым можно пешком перейти на соседний остров. А 2 месяца «лета» остров погружается в густой туман.
Здесь находятся острова Диомида (или острова Гвоздева), состоящие из двух небольших островов. Они, несмотря на свои малые размеры, имеют важное политическое значение. Малый Диомид (или остров Крузенштерна) принадлежит Соединенным Штатам Америки, а Большой Диомид (или по-другому – остров Ратманова) принадлежит России, именно между этими островами Берингова пролива проходит граница данных государств. Между ними же проходит и линия смены дат. На российском острове Ратманова время опережает время американского острова Крузенштерна на сутки.
На острове Ратманова присутствует военная база, поэтому мы делали пропуска и ходили по острову в сопровождении пограничников. Очень дружелюбные и открытые люди оказались, которые явно соскучились по общению!
Какие еще интересные острова запомнились? Остров Колючин. Но назван он не в честь чьей-то фамилии, как большинство островов. В переводе с эскимосского название острова Колючин означает «большая льдина», «круг». По очертаниям остров действительно напоминает огромную, почти круглую льдину, длина которой четыре километра, а ширина чуть больше одного. До ближайшего населенного пункта – национального села Нутэпэльмен – недалеко. Через пролив Сергиевского путь составит чуть более 14 км. Но более 9 месяцев в году воды вокруг острова покрыты льдами.
Остров Колючин лежит на трассе Северного морского пути. Его скалистые, обрывистые берега помнят судно Семена Дежнева и парусные корабли экспедиции Джеймса Кука, суда Фердинанда Врангеля и военные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», на которых было начало последовательное освоение Северного морского пути. В 20 веке на острове Колючин жили и работали советские полярники. Сначала, в 1934 году, там была основана метеостанция, хорошо показавшая себя в предвоенные годы. Затем, уже в 1943 году, туда перевезли оборудование с другой станции, которая работала на мысе Дженретлен. Этот объект имел статус «ТДС» (труднодоступный). Добраться до станции можно было зимой на снегоходе или собачьих упряжках, а летом – на моторной лодке или корабле. В 1990-х годах люди ушли с острова Колючин и он снова превратился в царство белых медведей, моржей и птиц. Здесь действительно их царство! Птиц очень много. И медведей мы увидели где-то штук семь. А один из них вообще облюбовал заброшенный дом на метеостанции. Мы заходили на остров два раза и оба раза он был там. В первый раз – внутри дома, во второй раз – ходил вокруг него. В первый раз, чтобы осмотреть метеостанцию, мы пытались выгнать белого медведя из дома дроном, но не получилось из-за маленького размера окон и дверей.
И, напоследок, хочу рассказать вам про удивительный остров Итыгран. На острове есть единственная во всем мире удивительная конструкция – Китовая Аллея. Она представляет собой два ряда вкопанных в грунт огромных костей и черепов более 50 гренландских китов. Что это, охотничья база, огромное святилище, площадка для спортивных состязаний или перевалочный пункт? Учёные до сих пор не могут понять ее предназначения, несмотря на то, что Китовая аллея была открыта в 1977 году. Это была примерно полукилометровая аллея из огромных китовых костей, вкопанных в землю у берега моря. Помимо этого ученые нашли останки «столбов» из челюстей и черепа китов, а также специальные ямы для хранения запасов мяса и другого продовольствия для людей и корма для собак.
Точное предназначение Китовой аллеи неизвестно. Среди местных жителей ходят легенды о том, что на этом месте состоялась битва между «летающими шаманами». Вот только по какой причине происходило сражение и кто в итоге победил, история умалчивает.
Вот такое удивительное путешествие получилось по Чукотке. Оно было не везде простым, но очень увлекательным, а главное – познакомило меня с очень далекими и неизвестными местами, куда раньше я лишь мечтал попасть. Какое из мест впечатлило вас больше всего?