Республика Беларусь хочет наверстать упущение, которое до сих пор сохранилось и досталось ей с советских времен. В линейке выпускаемой белорусской техники никогда не было легкового автомобиля собственной марки. Как известно, в прошлые годы за всех отдувалась РСФСР, где был построен главный автозавод страны Волжский автомобильный, а его символом стали «Жигули».
Во всесоюзном разделении труда машиностроение этой республики специализировалось на выпуске тракторов, дизельных моторов и грузовых автомобилей, причем большой грузоподъемности. В постсоветское время данное упущение было сглажено путем строительства автозавода полного цикла в Борисове, это совместное предприятие «Белджи» с китайским автопроизводителем Geely. Именно на нем президент Лукашенко требует по полной развернуть производство своего автомобиля, причем высоколокализованного. Но об этом ниже.
Еще на территории республики есть небольшое сборочное предприятие в городке Обчак. Сегодня здесь налажен выпуск автомобиля китайский производителя Hongqi. Напомним, что месяц назад 21 сентября на этом заводе стартовала сборка кроссоверов HS5. Это крупноузловая сборка из доставленных из КНР сваренного и окрашенного кузова и комплекта деталей. Причем белорусская сторона купила лицензию и у них есть собственный VIN. Белорусская сторона далее намерена вести переговоры по выпуску седана Hongqi H5.
Но в последнее время Республика Беларусь и ее президент занялись бейдж-инженирингом – то есть, автомобиль Geely конвертировать в первый автомобиль белорусской марки BelGee. Но переклейка шильдика это лишь часть дела, нужна глубокая локализация и не только. Важнее обеспечить рынок сбыта. Но и это не все.
«Мы купили лицензию у них, то есть мы уже будем производить BelGee. Он будет даже лучше, чем тот, который мы производим (речь о Geely Coolray). Но на это надо немного времени. А так программа у нас солидная: мы должны обеспечить своих людей своим автомобилем. Какой бы ни был импортный автомобиль, это импортный. Что случилось – запчасти и прочее, а это – свое. Надо, чтобы было свое. И мы идем к тому, чтобы иметь свое», – заявил Лукашенко.
Первым шагом станет строительство цеха по штамповке кузова. «Договорились с китайцами в этом плане. Если будет нужно оборудование, они нам помогут. И будем потихоньку выходить на свой автомобиль», - отмечает Александр Григорьевич.
Президент заявил, что нужно выпускать двигатель и коробку передач. Эту миссию Лукашенко поручает Минскому моторному заводу (ММЗ).
«Да, непростая задача - произвести свой двигатель для легкового автомобиля и коробку передач. Но мы поставили перед собой задачу. У нас есть моторный завод - пусть производит, пусть шевелится. Мы же делаем коробки, двигатели для других автомобилей. Да, это более тонкая работа, но мы её сделаем», - пообещал президент.
Правда, следует сделать ряд замечаний. Те коробки и дизельные моторы, которые сегодня производят в Республике Беларусь в индустриальном парке «Великий камень» под Минском - это не слишком высоко локализованное производство китайских двигателей Weichai и коробок передач Fast Gear для грузовой линейки МАЗа, а также антисанкционных автобусов этой марки.
Если же аналогичное производство планируется для выпуска моторов белорусских легковых автомобилей, то за счет невысоких инвестиций можно с помощью и в кооперации с китайскими партнерами быстро и оперативно наладить выпуск этой силовой линейки и объявить ее белорусской. Но на самом деле в этом проекте будет большой процент так называемого «скрытого импорта».
Если же в свою очередь создавать высоколокализованное производство силовых агрегатов, то придется запускать достаточно масштабный инвестиционный проект в несколько сотен миллионов долл. А вот его как раз и будет сдерживать узкий рынок РБ и РФ, он не выйдет на окупаемость.
Сегодня завод «БелДжи» до сих пор не вышел на проектную мощность в 60 000 автомобилей в год. Только через несколько лет планируется, что объемы производства могут удвоится до 120 000 автомобилей в год. Но тут надо иметь ввиду, что не весь выпускаемый объем автомобилей будет марки BelGee, сборка китайских моделей Geely, пользующихся неплохим спросом на российском рынке сохраниться.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz