Из корифеев арт-рока ни у кого нет таких гармоний как у The Enid.
Есть проблески – у Ashton, Gardner & Dyke… у Yes – с постоянными перебивками, провалами, у Gentle Giant и Nice – антигармонии, у Emerson, Lake & Palmer – да, благодаря тяге Э. к классике и врождённому лиризму Л., но слишком всё просто…
Так что же это за гармонии? Как будто где-то на небесах возводятся чертоги, происходят действия. Где-то очень высоко, не в подлунном мире. И начинаешь понимать (именно только начинаешь!), что такое Музыка Небесных Сфер.
Она не здесь, но в этом ведь и был изначальный смысл классической музыки: Палестрина, Бах, Перголези… – Божественное, Небесное.
Рок – в том числе Yes, Genesis, Gentle Giant – это грубые, резкие созвучия, поверхностные решения, не гармонии – дисгармонии, антигармонии. Про Кримзон вообще молчу (это вниз, в изнанку мира, деструкция).
Так что же тогда? Может, ну его к чёрту – этот рок? И погрузиться с головой в классику, в академизм? И зачем тогда нужен синтез рока с классикой, тот же Энид?
Но! У классики своё развитие, свои каноны (вообще классика – это то, что создаётся по канонам, в соответствии с ними). А у рока своё развитие, своя палитра, своё пространство, свои энергии.
И дело в том, что академизм со временем совершенно оторвался от… и от земного, и от небесного. Он ушёл в какую-то промежуточную чисто звуковую сферу.
И потому именно в синтезе возникает интересный уникальный гармоничный результат (кстати, и Шнитке – это ведь тоже синтез).