Если пропустили предыдущие, 3 драйвера можно посмотреть ниже:
А мы сегодня пойдем дальше… И нам будет нужна небольшая прелюдия. Откуда данный драйвер возник? Исторически и эволюционно сложилось так, что мы сильно опираемся на мнение авторитета (-ов). Посмотрите, если любите науку, «эффект авторитета» — это тенденция приписывать более высокую оценку мнению авторитетной фигуры и в большей степени зависеть от этого мнения. Посмотрите жуткий в части результатов эксперимент Милгрэма.
Так и с вопросами эффективности. Нашему мозгу «выгодно и удобно», чтобы:
- кто-то решал «эффективно получилось или нет»
- делал вывод «как поступать дальше, чтобы было эффективнее»
- поправлял «сделай так, станет эффективнее»
Прикольно, не правда ли? В чем засада? Этот кто-то = «авторитет» сам купается в собственных когнитивных искажениях. Таких как ошибка атрибуции, эффект привязки, эффект Данинга-Крюгера и еще десятки. Решения авторитета очень «шумные», в них низкая прогностическая точность. Это очень хорошо показал Д. Канеман и О. Сибони в книге «Шум». Как повысить прогностическую точность в зоне принятия решений относительно эффективности? Привлечь к этому большее количество людей и наладить более оптимальный процесс. Рычаг роста эффективности №4 в этом сложном мире:
Рефлексивная команда, которая сама обнаруживает точки роста по части эффективности и формирует рабочие гипотезы через процесс командного коучинга!
Командный коучинг – это процесс развития и сопровождения команды в достижении ее целей. Он основан на принципах развития самостоятельности, осознанности и ответственности участников команды. Осознанность в этой части, это скорее про честное объективное понимание «кто мы на самом деле», «какими ресурсами сейчас обладаем», а «какими нет = наши ограничения», «где находимся по факту» и «к чему стремимся». Вроде все просто. Вот только вопрос «Что у вас сейчас в команде с эффективностью?» вводит многих в ступор… Попробуйте порефлексировать сами или с командой на досуге.
В отличие от тренинга или консалтинга с экспертной позицией ведущего, командный коучинг не предлагает готовых решений или советов. Вместо этого он помогает команде осознать свои сильные стороны и потенциал, найти оптимальные пути для достижения поставленных целей. А как еще управлять эффективностью, если никто общей + объективной картины происходящего не знает и не имеет. Просто потому, что слишком много факторов, переменных, сложность растет, как и количество изменений. А еще мы с вами (руководители) хотим, чтобы в это включились люди на местах.
Что делает вместо советов, рекомендаций и готовых решений, эффективный руководитель? Коуч или фасилитатор в рамках командного коучинга. Искренне интересуется, поддерживает и помогает замечать достигнутый прогресс и задает открытые вопросы. В текущем месяце упала рентабельность продаж относительно прошлого. Как построить обсуждение с командой? Какие у вас варианты? Возможная траектория вопросов в формате коучинга команды:
- Что у нас получилось по итогам прошлого месяца? У кого, какие мысли, эмоции, наблюдения? Без наезда, с поддержкой и интересом.
- Что хотели, что получили по факту? С чем связываете такие итоги?
- Какой видите цель этого месяца по части эффективности?
- Что можно сделать в этом месяце иначе, по-другому?
- Что стоит перестать делать? А что начать делать = попробовать?
- Что из предложенного возьмем в план работ и переведем в задачи?
- Кто и что может взять по этой части на себя?
Вроде все просто, только не так работают большинство. Почему?
- Это дольше на старте и в обсуждении. Чем сказать «как надо», развивая у команды выученную беспомощность
- Это требует веры в людей и терпения. А они же ошибаются, делают не все и не всегда лучшим образом
- Это потребует перейти в другую роль. Из сильного и знающего (казалось бы) в роль фасилитатора, который не все знает, который не вставляет свои «5 копеек» по любому чиху, который советуется с командой и организует процесс
- Это может взлететь от культуры правил и выше. Не раньше, тут уж стоит быть реалистом
При этом нельзя сказать, что все это не окупается. Еще как, стоит только попробовать. И вам вряд ли захочется потом общаться иначе. А как менять компанию в выбранную сторону разберем на ближайшем бизнес-завтраке «Изменения: как наладить в своей компании живой и эффективный change-менеджмент». Пора регистрироваться если еще это не сделали, у нас уже занято 50% мест из доступных.