Найти тему

О правах на формат телевизионного (или онлайн) шоу

Формат шоу – это структура продукта; особенный стиль, направление шоу, порядок его проведения, особенности подачи материала. Понятие формата применимо практически к любым отраслям и может использоваться в телевизионном вещании, радио вещании, применяться к шоу, выпускаемым онлайн, театральным или эстрадным постановкам.

Распространяются ли авторские права на формат телепередачи или любого другого шоу?

Если говорить о видео контенте (телепередачи, онлайн шоу и т.п.), то такие объекты являются аудиовизуальными произведениями. Согласно ст.1263 ГК РФ, аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Исключительное право на аудиовизуальное произведение принадлежит его изготовителю.

Обладание исключительным правом на аудиовизуальное произведение предоставляет правообладателю право использовать такое произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом; другие лица не вправе без согласия правообладателя использовать произведение (ст.1229 ГК РФ).

Однако стоит учитывать, что данное правило касается конкретного аудиовизуального произведения, выраженного в объективной форме и представляющего из себя зафиксированную серию связанных между собой изображений со звуком. Таким образом, не допускается использование записанной телепередачи третьими лицами.

Что же касается формата программы, то он представляет из себя совокупность концепций, идей, методов и способов. Формат обычно описывается в каком-либо едином документе; его еще иногда называют на западный манер «производственная библия».

Такой документ содержит технологию производства шоу, инструкции для различных специалистов, задействованных в шоу, принципы и методы кастингов, описание концепции шоу, стиля ведущих, манеры подачи информации зрителю. Также в состав формата может входить описание атрибутики, декораций, костюмов, правила игры, дизайны игровой атрибутики, если речь о викторинах. Все вместе эти элементы образуют формат шоу, который подробно описан в «производственной библии».

-2

В действующем законодательстве РФ понятие «формат шоу» не фигурирует. В то же время, понятие широко используется в индустрии развлечений. Некоторые студии и компании пытаются выдавать формат (и документ в котором он описан) за сценарий. И если кто-то пытается повторять формат, то ссылаются на недопустимость использования сценария.

Однако так называемые «производственные библии» часто не имеют признаков сценария. Сценарий должен содержать творческий замысел, должен быть создан творческим трудом автора, в нем должен описываться сюжет. Есть, например, одна известная телеигра, а точнее ее изготовитель, который задепонировал якобы «сценарий» программы в Российском авторском обществе (РАО) и полагает, что является правообладателем игры. По замыслу студии все, кто хочет проводить такие же игры, должен испугаться свидетельства о депонировании и заключить с ней лицензионный договор.

Такой ход видится сомнительным, т.к., если передача выходит сериями, то каждая серия имеет свой собственный сценарий (об этом чуть ниже); описание всего цикла – это не сценарий. К тому же, свидетельство у данной конкретной компании датируется серединой 90-х готов; законодательство и правоприменительная практика с тех пор сильно изменились. К слову, РАО с 2018 года РАО не осуществляет депонирование произведений. Сегодня депонирование объектов авторских прав осуществляется иным образом.

Описания форматов нельзя считать сценарием. Они сводятся к инструкциям, описанию концепции и идеи. Согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы, способы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формат не охраняется авторским правом. Отчасти это так, если говорить о формате только как о совокупности идей, концепций, методов и способов.

Такая позиция подтверждается, в частности, Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2014 по делу № А40-84902/14. Как указал суд, действующая редакция части 4 ГК РФ не содержит такого объекта авторского права, как формат. При этом формат в рассматриваемом деле не признали сценарием (если бы признали, то можно было бы говорить о нарушении прав на сценарий). В указанном деле судом исследован вопрос о наличии в описании аудиовизуального произведения оригинальных элементов, сочетание которых отвечает признакам объекта авторского права (на предмет отнесения такого описания к сценарию). Также отмечено, что телепередача состоит из вновь созданных творческим путем или правомерно использованных объектов авторских и смежных прав: музыкальных произведений, исполнений, результатов творческой деятельности режиссера, постановщика, оператора, дизайнера и сценариста. Каждая телепередача серии имеет собственный сценарий. Единое описание цикла не может рассматриваться в качестве сценария телепередачи, поскольку оно не может быть сценарием цикла выпусков телепередач, каждый из которых снимается по собственному сценарию.

Истцу было отказано в удовлетворении требований, касающихся нарушения прав на формат телепередачи. Указанное решение Арбитражного суда г. Москвы оставлено в силе вышестоящими инстанциями, в том числе Определением Верховного Суда РФ от 24.11.2015 №305-ЭС15-10123 по делу №А40-84902/2014.

Однако, как указано выше, в состав формата могут входить и другие объекты. Например, дизайны или уникальная музыка. Такие объекты являются охраняемыми. Их использование без согласия правообладателя не допускается (ст.1229, ст.1259 ГК РФ).

Таким образом, если кто-либо собирается поставить шоу, сходное с уже существующим форматом, ему стоит учитывать, что использование самой идеи или концепции видится действием, не влекущим особых правовых рисков. Но использование объектов авторских прав, входящих в состав уже существующего шоу, приведет к нарушению. Эти элементы придется разрабатывать самостоятельно и делать их уникальными.

© Андрей Макаров, 2023г. Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.