А еще: зачем об этом говорить?
А надо ли вообще обсуждать эту тему? Не вызовет ли она лишь отрицательные эмоции у большой части читателей?
Думаю, такой риск существует, но плюсы от понимания подобных вещей явно перевешивают минусы от возможного раздражения.
Да, платная психологическая помощь у квалифицированного психолога, к великому сожалению, доступна не всем. Я мельком, не претендуя на статистику, просмотрел предложения специалистов на московских сайтах. Начинаются от полутора тысяч (редко, в основном, цены заметно выше), а заканчиваются...
Похоже, что вообще не заканчиваются.
О механизме ценообразования мы еще поговорим, а пока лишь отметим, что средневзвешенная стоимость услуг квалифицированного специалиста явно выходит за пределы финансовых возможностей большинства пенсионеров, инвалидов, невысокооплачиваемых людей и матерей больных детей. Для примера, моя сегодняшняя пенсия работающего пенсионера – 16700 р. На неё не очень-то находишься к психологу даже за 5000 руб./час. А ведь есть психологи, чьи услуги стоят в разы (десятки раз) дороже.
Самое обидное, что названные категории граждан почти наверняка нуждаются в работе с психологом, и почти наверняка не смогут ее оплатить из своего кармана.
К счастью, не все так безысходно.
Сейчас, наконец-то, государство начинает прием психологом в поликлиниках по полису ОМС. Хотя, как и в случае с медицинской помощью, вряд ли удастся в каждом кабинете с «бесплатным» доступом посадить достаточно толкового специалиста.
Впрочем, «главное – начать», как говаривал один из бывших руководителей нашей страны.
Почему дорого?
Но продолжим о стоимости платной помощи.
Услуги по-настоящему профессиональных людей никогда не будут дешевыми. Причин много, и объективных, и субъективных.
Из объективных, например, затраты на постоянное обучение. Весьма серьезные, причем, как денежные, так и временнЫе. Мне на данный момент 66 лет, у меня два диплома психологических и три серьезных других (тоже не бесполезных ), не считая краткосрочных курсов. Дополнительно каждый день я трачу не менее часа-полутора на чтение специальной литературы и научной периодики, а также самостоятельное изучение смежных дисциплин (например, есть замечательные циклы межфакультетских курсов в МГУ). А без этого – никак, ввиду многогранности и множественности подходов науки психологии.
Плюс каждый год стараюсь проходить по нескольку учебных циклов с другими мастерами. Стоимость среднего курса 50+ тыс. руб., но бывает и сильно дороже.
Сам также преподаю, в том числе, и потому, что когда кому-то что-то объясняешь, то точно выявляешь собственные белые пятна и начинаешь понимать предмет лучше.
Промежуточный итог: объективная причина «дороговизны» услуг психолога – реальная «дороговизна» применяемого для этих услуг «инструментария».
Теперь перейдем к субъективным причинам.
Первая субъективная причина для обоснованного, на мой взгляд, поднятия цен – эффективность работы. Вообще-то это и объективная причина тоже. Например, реально помочь человеку за 10 занятий, после того как ему безуспешно пытались помочь в течение семи лет – это все же объективный момент. Но и субъективный тоже, поскольку на начало терапии ни доверитель, ни психолог не могут быть уверены в конечном итоге работы, и опираются исключительно на свою статистику (психолог) и на мнение рекомендующих (доверитель).
Вторая субъективная причина, скорее, рыночная, но она тоже действует. Если загрузка (спрос) становится физически неподъемной для специалиста, то он должен поднять цену, чтобы ее снизить, но не потерять в доходах.
И, наконец, третья субъективная причина, распадающаяся на две составляющие.
Мы живем в реальном мире, а деньги – это одновременно и удобство в жизни, и в определенной степени профессиональный статус: ведь если тебе не готовы нормально платить, значит, ты не такой уж «крутой» специалист.
Именно поэтому я принимаю людей либо по своему тарифу, либо, гораздо реже, сильно дешевле или совсем бесплатно, если попросили уважаемые мною люди, и, если такая возможность у меня в данный момент есть. А, чтобы поправить карму, веду просветительский канал в Дзене, там же бесплатно в нем консультирую по кратким вопросам. Ну и несколько раз в год, кроме платных лекций, откликаюсь на бесплатные просьбы: провожу обучающие семинары, мастер-классы, пересылаю литературу.
Это взгляд со стороны психолога.
Окончательный итог: дешево быть не может, если специалист хорошо подготовлен (и, соответственно, эффективен).
Почему бесплатно – не очень хорошо?
Это, в общем, тоже интуитивно понятно.
Есть большая разница к тому, как мы относимся к вещи, тяжело нам доставшейся или попавшей в руки, как говорится, на халяву.
Это имеет отношение и к материальным вещам. Если копил на машину 15 лет, то будешь ее холить и лелеять. А если раз в три года тебе ее дарят – то и отношение будет соответствующее.
В нашем случае все еще жестче.
Я иногда могу подарить человеку курс. Но почти наверняка он будет стараться больше, если сам за него заплатит. Я даже обычно прошу, чтобы молодой человек, пока не зарабатывающий, родительские деньги отдавал лично. Чтобы чувствовал, что каждая минута работы оплачена трудом его близких.
Это особенно важно потому, что в случае психологической помощи волшебных таблеток не бывает, там приходится вкалывать обоим: и психологу, и доверителю.
Сказанное, может, и банально, но очень уж заметна разница в отношении к делу тех, кто платит, и тех, за кого платят.
Почему такие разные цены? И как понять, какие из них справедливые?
Почему разные? Потому что рыночные.
А на рынке, в комплексе маркетинга, как известно, четыре составляющих:
§ сам товар,
§ цена на него,
§ каналы распределения,
§ стимулирование сбыта.
Для незнакомых с предметом немного поясню.
Сам «товар» – это и есть услуга психологической помощи.
Сможешь «починить поломку», устранить или уменьшить проблему – или нет? Это главный вопрос.
Но есть и другие важные вопросы.
Если сможешь, то насколько надежно?
И как быстро – за семь лет или, ориентировочно, за 10 занятий?
Кстати, тот специалист, который до начала работы что-то твердо обещает (результат, необходимое количество сессий) – не специалист, а, вероятно, жулик. Опираться можно только на собственную статистику, а она должны быть наработана и зафиксирована. И тогда твой ответ (и то после патопсихологической диагностики: клиническая беседа, наблюдение, тестирование), будет не в абсолютных, а в вероятностных величинах. В моем случае примерно таким: депрессивное расстройство – вероятность заметного, значимого улучшения, подтвержденного субъективно и выходным тестированием, 70+ процентов. При тревожном и невротическом – заметно выше, но НИКОГДА не 100%.
Что делать, если безмедикаментозные методы ощутимо не помогли? Либо искать другого специалиста, либо прибегнуть к дополнительной поддержке толкового психиатра. Точно также, как в случае фармакорезистентных расстройств толковый психиатр прибегает к поддержке со стороны толкового психолога. Идеальный вариант: когда они изначально работают в тандеме, особенно, если расстройство достаточно серьезное.
Это – что касается «товара».
Цена «товара» должна соответствовать платежеспособному спросу. А он везде разный, даже в географическом смысле. К тому же спрос и цена определяются всеми четырьмя элементами комплекса маркетинга, соответственно, оставшиеся три сообща влияют на возможную цену.
«Каналы распределения» определяют возможность получателя «товара» физически до него дотянуться. Скажем, в центр Москвы ездить в среднем удобнее, чем на мою родную окраину, в Измайлово. Поэтому в начале карьеры многие потенциальные доверители отказывались, выбирая специалиста поближе. Со временем эта проблема полностью исчезает, так как доверитель точно знает, зачем он едет в такую «даль». Однако сначала эта проблема была довольно острой.
Имеет значение не только расположение кабинета, но даже его внешний вид. У меня, конечно, все очень скромно, цокольный этаж и потолки «армстронг», зато огромным плюсом работают замечательные картины, заполонившее все свободное пространство.
И все же отметим, что как только «товар» становится привлекательным и заметным, то влияние «канала распределения», да и стоимости, на «сбыт» сильно уменьшается.
Вот мы и дошли до «стимулирования сбыта», четвертого элемента комплекса маркетинга. В него входят реклама, пиар, выставки и даже усилия по личной продаже. Ведь чтоб про Ваши замечательные профессиональные способности кто-то узнал, до него эту информацию нужно донести.
И здесь, конечно, скрыт главный подвох.
У меня на памяти море примеров, когда отвратительный товар пользовался массовым спросом. Достаточно вспомнить недоброй памяти МММ. До сих пор имеются его адепты, искренне верящие, что финансовые пирамиды никогда не лопнут. Еще примеры – агрессивная реклама заведомо вредного фаст-фуда. Р-р-раз – и население приучено к абсолютно вредным продуктам: жареной в неведомом количестве в одном и том же масле картошке, огромным булкам и – венец всему – сладкой-пресладкой газировке. Ау, ожирение и диабет.
Однако и сам люблю иногда туда зайти :).
Вот мы и нащупали важный момент в наших рассуждениях.
Эффективная реклама может резко ускорить сбыт даже, по сути, некачественного товара. А вот отсутствие рекламы может напрочь убить сбыт товара прекрасного. И, следовательно, уничтожить экономически его замечательного производителя.
Другими словами, реклама ни в чем не виновата (если в ней нет прямого вранья), это просто инструмент. Но мы с вами должны обязательно включать свою голову (и головы тех, кому доверяем) для того, чтобы отделять зерна от плевел.
Вот и дошли до объяснения цены психологических услуг.
Почему 50 тыс. руб. за час у некоторых специалистов? (А есть и намного дороже).
Ответ на вопрос должен быть вами получен до начала работы. Если это действительно чудо-мастер, и за пару сессий уберет тяжелую рекуррентную депрессию – то, может, стоит попробовать. А если он просто умело эксплуатирует четвертый элемент комплекса маркетинга, то решение зависит от вас. В случае, когда денег достаточно – хуже не будет. В остальных случаях желательно сначала поискать не худшего, чем этот, специалиста, в чьей стоимости услуг будет меньший процент рекламных усилий.
Кстати, не всех потребителей высокие цены отпугивают. Футболки за 1000 дол. раскупаются неплохо. Почему? Потому что, во-первых, у покупателей есть эти деньги. А, во-вторых, эта покупка дает им ощущение принадлежности к тому, что для них важно и очень приятно. В таком случае подобные покупки тоже могут быть психологически оправданными. Хотя логически – никогда :).
Короче, заканчиваю психолого-экономический ликбез. Мы ведь не об особенностях сбыта товаров премиум-сегмента здесь рассуждаем.
А потому вернемся к главной теме заметки.
Так как все-таки найти психолога?
Вот так и найти. В полном соответствии с вышесказанным.
Если свободных средств совсем нет, то нужно настойчиво искать возможность получения бесплатной психологической помощи. Это не фантастика. Есть волонтерские организации, кризисные центры, есть телефоны доверия, есть такие, как наш, просветительские каналы для самопомощи, и, наконец, появляется возможность получить поддержку в поликлинике по полису.
Да, без денег всё не просто. Но еще хуже остаться один на один с серьезной психологической проблемой. Тем более, что многие из них имеют тенденцию к соматизации.
Если средства на платную помощь все-таки есть, то крайне внимательно отнеситесь к выбору специалиста.
Банальный совет: почитайте отзывы. Постарайтесь выявить те из них, которые вряд ли написаны доверителями. Кстати, нечестные отзывы могут быть не только благоприятные, но и ругательные. Психологи друг на друга гадостей, как правило, не пишут, но могут быть неадекватно оценившие ситуацию доверители.
Конечно, попросите показать дипломы и проанализируйте их качество. Это не должно быть обидно: ведь никудышными дипломированными специалистами могут быть не только инженеры или юристы, но и психологи. Если же вместо диплома – месячные курсы, то совсем беда. То есть, теоретически может быть неуч-самородок. А практически – вряд ли.
Теперь – какая специализация (школа, подход) предпочтительна у психолога.
Здесь единого ответа нет и быть не может, только личные предпочтения. Конкретно мои основаны на образовании и жизненном опыте. Поэтому мне близко то, что объяснимо в естественно-научной парадигме. Но я двумя руками за интегративную психотерапию, куда можно включать все, что статистически достоверно доказало свою эффективность при том или ином расстройстве. Потому сам активно хожу на очень разные учебы: нейрофизиология, биохимия мозга, чисто медицинские курсы (неврология, психиатрия, эндокринология и т.д., хотя я не врач и врачом уже никогда, к сожалению, не стану), директивный гипноз, КПТ, нейропсихология, позитивная психология и т.д.
Ну и напоследок.
Выбирая специалиста, задавайте вопросы, не стесняйтесь интересоваться деталями. Мне, например, нравятся дотошные потенциальные доверители, ведь, скорее всего, они будут такими же дотошными в нашей совместной работе. А, значит, вероятность хорошего результата существенно возрастает.
Затем проведите первую сессию.
Послушайте свои ощущения.
Если желания продолжать нет, то лучше не надо.
Короче, не спеша и обдуманно, не боясь проб и ошибок, выбирайте себе СВОЕГО психолога.
Да, это не простая проблема, найти СВОЕГО психолога. Но когда вы его, рано или поздно, найдете – жизнь ваша станет легче и гораздо приятнее.
На сегодня - все.
На заставке - работа И.А. Сапункова "Зеркала" из коллекции галереи "Арт-Гнездо".
Ниже - полезные статьи.
1. Истории из кабинета-1. "После сорока ничего хорошего в жизни буже нет"
2. Истории из кабинета-2. Тревожное расстройство как мина замедленного действия. Нужно разминировать
3. Истории из кабинета 3. https://dzen.ru/media/iosifgolman/istoriia-iz-kabineta3-ia-slishkom-staraia-nadoelo-jit-6469fee1fbefcc7006a9818c
4. Истории из кабинета-5. Невеселая
5. Безмедикаментозные лайфхаки при депрессии и тревоге. Часть 1. - https://zen.yandex.ru/media/iosifgolman/bezmedikamentoznye-laifhaki-pri-depressii-i-trevoge-chast-1-5ee0f803ca0d7257a866991c?&
6. Безмедикаментозные лайфхаки при тревоге и депрессии. Часть 2. –
https://zen.yandex.ru/media/iosifgolman/bezmedikamentoznye-laifhaki-pri-trevoge-i-depressii-chast-2-5f032af575de0770e97b8302?&
7. Безмедикаментозные лайфхаки при тревоге и депрессии. Часть 3 - https://zen.yandex.ru/media/iosifgolman/bezmedikamentoznye-laifhaki-pri-trevoge-i-depressii-chast-3-5f381678b8292026dd0210b1
8. Лайфхаки против депрессии и тревоги. Часть 4. - https://zen.yandex.ru/media/iosifgolman/laifhaki-protiv-depressii-i-trevogi-chast-4-5fa125daaae3501efa895502?&
Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.