Найти тему

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО — ПЕРВЫЙ ИЗ «ВИРТУОЗОВ»

Русско-итальянский дирижёр, являющийся одним из самых востребованных дирижёров России и мира, заслуживший репутацию «самого известного итальянца в музыкальных кругах современной России», просил передать читателям журнала «Рампа», что он полюбил Уфу с первого раза.

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО — ПЕРВЫЙ ИЗ «ВИРТУОЗОВ»
Автор — Светлана Платонова
ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО — ПЕРВЫЙ ИЗ «ВИРТУОЗОВ» Автор — Светлана Платонова

А побывал он в Башкирском государственном театре оперы и балета, продирижировав на фестивале Ильдара Абдразакова. Можно воспринимать его прямо-таки как близкого родственника ещё и через столь значимую для нас фигуру Фёдора Шаляпина. Ведь великий русский бас говорил, что именно здесь, в Уфе, он «впервые вдохнул пыль кулис», впервые спел сольную партию Стольника в опере «Галька» композитора Станислава Монюшки. А петербургский театр, где уже 10 лет Фабио Мастранджело служит художественным руководителем, с нынешнего года стал носить имя Фёдора Ивановича Шаляпина. Весьма подробно о «родстве» с Шаляпиным Фабио рассуждал в объёмном интервью, опубликованном в авторском блоге Вячеслава Кочнова 13 февраля 2023 под заголовком «Фабио Мастранджело о Верди, «Травиате» и Шаляпине». Думаю, стоит привести оттуда несколько предложений: «Фабио: Мы чувствуем себя очень близкими к Шаляпину. Эта фигура в истории мировой музыки совершенно уникальная. Его жизнь — чистое чудо… Он был из бедной семьи, из Казани, не имел ни малейшей возможности получить необходимое музыкальное образование. И тем не менее, он сам обнаруживает у себя огромный талант и не только талант, но ещё, что очень важно, желание стать большим артистом. Одного таланта тут бы не хватило — среди бедных рождается много талантливых детей, но далеко не каждый становится Шаляпиным». И ещё: «Без его железного желания ничего не случилось бы… он понял, что музыка превыше всего… Это чем-то напоминает начало нашего театра… мы вернули театр «Мюзик-Холл» городу. …мы сами для себя, и для других ассоциируемся с фигурой Шаляпина. И когда стало очевидно, что необходимо менять название театра, тесные связи Шаляпина с Народным домом Николая Второго, который здесь изначально находился, подсказали нам: надо посвятить театр именно великому русскому певцу. Ведь это было его любимым местом… Когда Шаляпин уже много гастролировал по всему миру, его спрашивали: какой ваш любимый театр, он называл Народный дом». Именно Фабио инициировал концерт со стилизованной под старорусский стиль афишей в честь 150‑летия Шаляпина. Он сказал: «…мы очень внимательно изучали жизнь Шаляпина и хотим приблизить наших слушателей к нему…Его первая жена, кстати, итальянка, балерина, и история повторяется — в театре «Мюзик-Холл» спустя столетие появляется итальянский дирижёр! Хотя для Санкт-Петербурга это не новость, здесь итальянцев всегда было много…» Услышав, что 13 сентября будет концерт дирижёра в ГКЗ «Башкортостан», ваш покорный слуга сразу выстроил в сознании целый ряд знакомых фамилий: Франческо Арайя, Паизиелло, Кваренги, Росси, Трезини, маститый Джузеппе Верди создал для России большую романтическую оперу «Сила судьбы»…
В качестве сюрприза, «изюминки» замечательного концерта Фабио припас для публики ГКЗ невероятную Олесю Петрову, подчеркнув, что она — певица всего мира. Слышав её и ранее, например, в Пермском оперном театре, я горько сожалела, что в ГКЗ она спела только два хита — Сегидилью и Хабанеру — превратив эти соло в неотразимые сценки — с артистичным, в меру «развязным» (соответственно с любовным наполнением музыки «Кармен») участием дирижёра… Все, кому, как и мне, явно было мало тех двух шедевров, дам наводку: на сайте Екатеринбургской филармонии выложен целый Рождественский концерт Олеси и Фабио со Свердловским симфоническим оркестром — масштабный, из двух отделений, наполненный массой талантливых «штучек»! Голос Олеси не опишешь словами. Сок манго, мякоть хурмы, звук, текущий густым маслом, — тривиальные сравнения. Свобода! Владение секретами обольщения пением! Остановлюсь.
В программе была заявлена и предстала перед нами Елизавета Михайлова, солистка музыкального театра имени Шаляпина. Меццо-сопрано, исполнившая сопрановую Арию Тоски Пуччини. Маэстро сообщил, что они с Лизой пели всю «Тоску»! Богатейшая партия, знаменитейшая ария! Михайлова в ней, да и во всех других сольных номерах демонстрировала очень хорошее качество и проникновения в образ, и владения голосом. Всей публике — чувствовалось по реакции, по аплодисментам — она понравилась. Запомнилась её драматичная Горислава: «Любви роскошная звезда, ты закатилась навсегда!» («Руслан и Людмила» Глинки), «Заздравная» Исаака Дунаевского… (дирижёр подчеркнул «родство» своего театра и известного композитора-песенника: этот «художник радости человеческой» был руководителем тогда, когда театр был «Ленинградским мюзик-холлом» и в нём царил Леонид Утёсов…)
Переведу «стрелки» на оркестр. Завлекательное название: «Северная Симфония». Оркестр театра имени Шаляпина. Не очень большой: например, контрабасов всего два… Выразительный гобоист, работавший весь вечер в небольшой чёрной шляпе… Темпераментная виолончелистка… Улыбчивая первая скрипка… Отличная реакция всего коллектива на любое проявление дирижёрского жеста, мимики, позы. А жестов, мимических оттенков, взглядов, подмигиваний, поз было предостаточно. Удивительно, что всё их обилие воспринималось «в меру»! Как этого можно было достигнуть?!
Думаю, профессионал — он и есть профессионал. В различных интервью, а также во время встречи тем же днём, 13 сентября в Шаляпинском зале Уфимского института искусств Фабио Мастранджело без утайки рассуждает о пользе того многостороннего и высочайшего качества образования, полученного им. Среди городов — родной южноитальянский город Бари, итальянский же Пескара, Вена, Лондон, Женева, Торонто… Рядом были Леонард Бернстайн, Нино Рота… Их аура пропитывала сознание и всю музыкантскую сущность страстного итальянца. Такие инициации, как он справедливо заметил однажды, возобновляются в репетициях, живой практике исполнителя. И всякой деятельности (а приходилось заниматься не только непосредственно исполнительством, а, как вы уже поняли, например, восстановлением театра «Мюзик-холл»). Кстати, карьера началась с гастролей молодого Фабио как пианиста. К этому его привело настойчивое влияние отца, усадившего ребёнка за рояль с пяти лет.
Из общения с Мастранджело студенты УГИИ им. З. Исмагилова и автор этих строк вывели необходимый комплекс дирижёра, да и любого человека, занявшегося музыкой: то, что написал композитор — свято! Если вы хотите что-то иное — пишите сами — музыку или что у вас там получится… Всю часовую встречу в Шаляпинском зале буквально пронизывал искромётный юмор русского итальянца (он имеет российское гражданство, уже более 20 лет живёт в России). И на протяжении встречи, и в вечернем музицировании ключевой нотой, доминантой был оптимизм!
Для наилучшей рекламы появления в Уфе Фабио Мастранджело с его «Северной симфонией» 30 августа в «Баш­информе» была организована пресс-конференция. Было немало журналистов, звучали оригинальные, толковые вопросы. Например, о сравнении русской и итальянской публики. Ответ: есть много общего, даже родственного! Фабио говорил по дистанционной связи, прекрасно обеспеченной технически. Назира Яппарова, директор продюсерского центра «ЯН» и генеральный директор АО «Уфанет» Искандар Бахтияров и выступили яркими спикерами этой пресс-конференции. Важно, что их инициатива не ограничивалась желанием представить довольно популярную, «доходчивую» программу в великолепном, как вы, читатель, уже поняли, варианте 13 сентября, а открыть тем самым целый проект «Виртуозы». Продолжение последует позже, когда с более сложным, по словам организаторов, репертуаром перед уфимцами предстанут Госоркестр России имени Евгения Светланова и дирижёр Дмитрий Юровский.

ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО — ПЕРВЫЙ ИЗ «ВИРТУОЗОВ»
ФАБИО МАСТРАНДЖЕЛО — ПЕРВЫЙ ИЗ «ВИРТУОЗОВ»