Когда я в 1980-х работала в ГПИБ, в руки мне попалась статья из журнала "Экран" 1960-х годов. Автор ее вовсю громил поклонников пеплумов. Мол, жанр этот интересен только секретаршам, которые из фильма узнают, как правильно завивать локоны и пользоваться косметикой, да мальчишкам, которые увлекаются культуризмом. Мне в ту пору было 17 лет, редкие пеплумы, добравшиеся до СССР, я любила и искренне не понимала, что так возмутило кинокритика.
Лет через пять, когда я дозрела до киноклассики, пеплумы ушли для меня даже не на второй, а на третий план. Только мне в голову ни тогда, ни теперь не пришло обвинить их во всех грехах. Ибо каких-то умных мыслей и философских глубин создатели в них и не вкладывали. Это откровенно развлекательный жанр с красивыми девушками и полуобнаженными атлетами, позволяющий полюбоваться на красоту человеческого тела и ярких нарядов, а также поужасаться, глядя на нестрашные нынче чудовища. Это своего рода античное фэнтези. То, что этот жанр был в чести, показывает как огромное количество фильмов, так и то, что снимались в них как весьма приличные актеры: Керк Дуглас, Юл Бриннер, Чарлтон Хестон, так и известные культуристы: Стив Ривз, Брэд Харрис, Гордон Скотт.
Главную роль в "Странствиях Одиссея" играет как раз Керк Дуглас. Выглядит он достаточно достоверно, ибо в 37 лет мог сыграть и молодого Одиссея, придумавшего Троянского коня, и зрелого мужа, возвратившегося на Итаку после десятилетних странствий.
Роль его супруги досталась Сильване Мангано. И сначала меня этот факт несказанно удивил. Я понимаю, что продюсер фильма Дино ди Лаурентис желал видеть свою жену на первых ролях. Но в 23 года играть 40-летнюю? Потом поняла что, видимо, тут был своего рода эксперимент и игра со зрителями. А сможет ли Сильвана Мангано предстать перед ними и уже немолодой добропорядочной матроной, и ослепительно юной распутной Цирцеей? Она смогла, доказав, что обладает не только красотой, но и талантом.
Сейчас, безусловно, спецэффекты того времени кажутся топорными и наивными. Полифем не слишком впечатляет.
Аляповатость костюмов и их откровенная неисторичность также несколько удивляют тех, кто привык выискивать в фильмах правильные заклепки.
Но никто в пеплумах к аутентичности и не стремился, такой цели не было изначально. Хотели показать красивых персонажей на фоне красивых пейзажей. Получилось? Да. Это античная сказка, но не больше. Призвана отвлекать вас от серой действительности и услаждать взор. Ну и немного учить античным мифам, все ж польза.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/