Эксперты из Университета штата Огайо опубликовали данные объемного исследования, в фокусе которого находились дети дошкольного возраста. Ведущий автор этой работы Джессика Логан заявила, что дети, которым регулярно читали родители, на момент поступления в школу слышали на 1,4 миллионов слов больше, чем сверстники, которым родители не читали или читали недостаточно.
По мнению экспертов, этот миллион слов — залог дальнейшей успеваемости школьника. Исследование также выявило довольно большой процент родителей, которые не читают своим детям.
Связь между чтением и развитием речи очевидна. И дело не только в услышанных словах, понимании их значения.
- Дело в том, что дети воспринимают и анализируют услышанную информацию, а это значит, у них развивается фонематический слух.
- Они усваивают синтаксический строй речи, эмоциональный рисунок, начинают копировать средства выразительности (лексические ударения, паузы и т. д.)
- Они учатся выделять «кирпичики» речи: предложения, слова, слоги, звуки. Это основа будущей грамотности.
Во время родительского чтения вслух возникает удивительное взаимодействие взрослого и ребенка, они обсуждают один сюжет, вместе сопереживают героям. Это очень важный момент формирования эмпатии, особенно в то время, когда авторитет родителя так значим.
Положительное отношение к чтению формируется на основе примера родителей. Невозможно объяснить значимость чтения ребенку, не видевшему взрослых с книгой.
Совместные эмоции, переживания, особая атмосфера единения приводят к пониманию, что чтение — это приятно. Сложным детям уже не нужно придумывать различные способы привлечения внимания, родители транслируют заботу и любовь.
Просмотр мультфильмов, игры не могут заменить книгу. Ведь именно чтение формирует образное мышление, создавая волшебные фантазийные миры ребенка, не демонстрируя готовый продукт. Открывается книга, и ребенок «видит» сказочного ежика, принца на коне, страшную волшебницу и прекрасную принцессу.
- Чтение развивает внимание, память, учит слушать и слышать — умение очень важное в мире, где коммуникации приобретают решающую роль.
Существуют клинические данные снижения гиперактивности от регулярного чтения. Дети, которым регулярно читали от рождения до трех лет, через полтора года показывали результаты самых низких показателей поведенческих проблем. Эти дети обладали более устойчивым вниманием.
Английские нейропсихологи выявили связь между чтением и общим расслаблением.
- Они утверждают, что даже 6 минут погружения в текст понижает уровень стресса на две трети.
- Чтение снижает частоту сердечных сокращений, расслабляет мышцы.
Такого эффекта не дают прогулки, музыка или чашка чая. Хороший способ снять лишнее напряжение ребенка, обеспечить спокойный переход ко сну.
Доктор Льюис, проводивший тест, считает, что секрет релаксации в том, что книга включает механизмы творчества, погружает в выдуманный мир писателя, стирая внешние раздражители. Это состояние измененного сознания.
- Чтение не просто учит новым словам, учит слышать, запоминать, структурировать новые миры. Чтение формирует эмоции, расслабляет, дает уверенность.
Нет ничего лучше, чем отключить всю электронику, открыть детскую книгу и дать возможность волшебному миру стать реальным.
Автор — Елена Гвозденко
Источник — ШколаЖизни.ру