Волонтёры спецоперации. Эти люди наравне с защитниками и освободителями Донбасса такие же герои в погонах, их роль и значение неоценимы.
Если в любом поисковике ввести запрос "волонтёры СВО", то на мониторе вы тут же увидите десятки страниц с десятками ссылок на различные ресурсы – страницы благотворительных фондов, аккаунты в соцсетях, статьи в СМИ.
С первых недель спецоперации нашим бойцам "за ленточку" начала уходить помощь от простых жителей России. Сначала сбором гуманитарных грузов занимались родные (как правило, жёны и матери бойцов), затем подключились просто неравнодушные соотечественники.
За последние полтора года волонтёры стали полноценными бойцами, только не на передовой, а в тылу. Их оружие – добрая воля и желание помогать.
"Гражданская инициатива" нашла инициативных
В Краснодаре одно из самых крупных сообществ людей с активной позицией – это "Гражданская инициатива". Её лидер, вдохновитель и главный "мотор" Марина Репещук в городе известна многим. С начала СВО её "Транспортная инициатива" переросла в "Гражданскую инициативу", впрочем, транспортными проблемами кубанской столицы Марина продолжает так же активно заниматься.
Очень быстро рядом с ней образовалась большая команда единомышленников. Кто-то был знаком ещё по общественному движению, борющемся за комфортный и экологически чистый общественный транспорт, другие присоединились благодаря "сарафанному радио", третьи пришли, увидев объявление на двери офиса "ГИ". В то время шли тяжёлые и кровопролитные бои на Херсонском направлении. Осень вступала в свои права, морозя и поливая дождём в окопах наших парней. Как можно было не думать о тех, кто сейчас на фронте? Особенно, когда на Кубани нет ни одного человека, у которого бы не ушёл освобождать Донбасс хотя бы один знакомый или родственник.
- Конечно, большинство у нас – женщины. Все разных возрастов и профессий, из разных уголков страны. Но объединяет нас стремление помогать нашим парням на фронте и всем вместе приближать Победу, - говорит Марина Репещук.
Нежелающих оставаться в стороне с каждым месяцем становится больше. Светлана, Ольга, Оксана, Аня, Светлана Григорьевна... Женщины из "Гражданский инициативы" принимают у людей гуманитарку, систематизируют и комплектуют её. Помогают беженцам.
- Как нам как-то обратилась семья, они только переехали в Краснодар, мальчику предстояло сдавать экзамены в школе. Мы подключились, начали помогать, подтягивать его по русскому языку и литературе. Ничего, сдал экзамены, - смеются женщины, вспоминая ту историю.
Сначала волонтёры, как и в других городах России, собирали предметы первой необходимости. Первое и естественное стремление женщин - накормить солдата, то есть собрать и передать продукты питания: тушенку, консервы, сгущенку, конфеты, печенье, чай, кофе, сахар.
- Ещё год назад многие люди даже не знали, куда обратиться. Я помню Веру Прокофьевну из Кореновска. У кого из знакомых она не спрашивала, никто не мог сказать – куда она может отвезти собранную гуманитарку. Потом ей дали мой телефон. Оказалось, пенсионерка сама растит внука Даню. Три года назад маму мальчика убили. Потому всё происходящее на Украине Вера Прокофьевна воспринимает как личную боль. Она собрала так много всего необходимого для наших мальчишек – в первую очередь, для госпиталей. Это было несколько мешков постельного белья, марли и прочего, в багажник легковушки не помещалось, - рассказывает Марина.
В "Гражданской инициативе" принимают любую помощь. Ребята на передовой всему найдут применение.
По большому счёту, сейчас, спустя полтора года с начала спецоперации, ситуация изменилась.
Снабжение на фронте выровнялось, горизонтальные связи между частями и подразделениями и волонтёрскими организациями налажены прочно. Доброделы на гражданке моментально реагируют на запросы фронта. Собирают и отвозят именно "здесь и сейчас" необходимое.
От матери – к сыну
Летом мы уже рассказывали, что "Гражданская инициатива" начала поставлять бойцам редкую, но жизненно необходимую маскировочную сеть для снайперов. На фронте её ждали больше года.
Это особая защита снайперов – из-за специального плотного и густого объёмного плетения "паучков" (так называется каждый элемент масксети) она обладает высокой укрывистостью. Каждая плетётся в несколько раз дольше обычной. И такие сети попробуй ещё наплети, но зато и "работает" эффективнее. Стрелок или техника, укрытые ею, становятся практически невидимыми для врага.
- Наши мальчишки – это штучный товар, их надо беречь. Мы год просили прислать нам такие сети, вы первые, кто это сделал, - принимая долгожданную помощь из Краснодара, говорит Светлана Чинякова, пожалуй, сейчас самая известная женщина Донбасса. Она военный медик, на фронте с 2014 года, вместе с мужем и сыном.
Чинякову знают волонтёрские движения со всей России. А у себя на родине для многих подразделений стала волонтёром-снабженцем и настоящим ангелом для мирных жителей, живущих на линии боевого соприкосновения.
В Краснодаре, в "Гражданской инициативе", есть человек, для которого её фраза "мы мальчишек должны сберечь" – больше чем важные слова.
И тоже Светлана. И тоже мать бойца, вставшего на защиту Донбасса. Однажды, позвонив матери "из-за ленточки", узнал, что она вместе с подругами начали плести сети, попросил сделать и передать на фронт особую, снайперскую.
- Мы плели 3 дня и ночь. К указанному часу успели. В 2 часа ночи закончили, а в 5 утра машина с сетью уехала на передовую, - рассказывала тогда Светлана Григорьевна.
С тех пор "Гражданская инициатива" начала специализироваться на таких масксетях. И более того – даже обучать этой премудрости донбасских волонтёров.
"Любимая поза - эмбриона"
Волонтёры "Гражданской инициативы" груз, собранный неравнодушными кубанцами, в зону СВО доставляют сами. За их плечами уже десятки поездок в Донецк, Горловку, Волноваху, Макеевку.
…Выезд, как правило, поздно вечером, чтобы рано утром быть в назначенном месте. Потому весь день в офисе – дым коромыслом. Несколько кабинетов все заставленные коробками и мешками. В самой большой комнате на столах, похожих на закроечные как у портных, лежат заготовки для маскировочных сетей, подшлемники, нашлемники. Женщины-мастерицы спешно доплетают последнюю на сегодня.
Мужчины – Дима, Олег, Михаил - таскают подписанные и промаркированные коробки в старенькую, но надёжную "ГАЗель".
И вроде всё сделано, и поздний вечер, пора бы и по домам. Но никто не расходится. "ГИ" почти в полном составе провожают машины, гружённые гуманитаркой. Мужики сурово дают наставления водителям. Женщины обнимают и крестят. А Марина Репещук, на секунду оторвавшись от установки в багажник банок с домашними закрутками раненым в госпиталь, строго инструктирует меня - волонтёру в зоне СВО дисциплина так же необходима, как и в армии. Легкомысленность может стоить очень дорого, а бдительность и ухо востро – наши спутники на ближайшие сутки.
Любого "перворазника" контролируют, начиная от внешнего вида (одежда должна быть неброская, спокойных зеленых, серых, бежевых тонов, а обувь – ботинки или кроссовки). В целом это напоминает некогда очень популярный рекламный слоган "Белое не надевать, обтягивающее не носить и не танцевать".
Как только миновали пропускной пункт на границе с Ростовской областью, каждый пассажир следит за небом.
- Всё, что не машет крыльями, представляет опасность. Как только увидели дрон – бросайтесь в рассыпную и чем дольше от машины, тем лучше. Залегли в нашей любимой позе эмбриона и ждите, - на перекуре давали советы бывалые Дима и Михаил.
Тишина на войне всегда таит в себе больше опасности, нежели спокойствия...
9 лет на передовой за Русский мир
Мы едем в ту локацию, адреса которой называть нельзя. Это так называемая "плавающая" комендатура госпиталя, к уже знакомой нам Светлане Чиняковой.
Формально она - старшина медроты в Горловке. Но по сути – воин, который уже 9 лет и на фронте, и у операционного стола, и в волонтёрских кругах намертво стоит за Русский мир. Её родной город пока ещё не освобождён, там хозяйничают нацисты. Родной Донбасс она защищает с мужем Владимиром и сыном Дмитрием. Дима – молодой офицер, лейтенант, совсем недавно восстановился после тяжёлой контузии. Ему есть за что сражаться – дома ждут жена и малышка Маруся, копия папа и бабушкина радость.
И потому для Светланы все наши бойцы – это мальчишки, как она их ласково называет. И как может, пытается их сберечь.
Пока Михаил, Дмитрий и Олег выгружают помощь раненым, закупленную на собранные от неравнодушных кубанцев деньги, Светлана улыбается: "Спасибо огромное за кондиционер!". И тут же рассказывает о молоденьком солдате. Его буквально выжил чудом, получив тяжёлую контузию, но всё же уцелев. И даже уже поговорил с отцом, прошедшем первую чеченскую.
- Отец, послушав его, сказал, что тогда, в 90-х и даже в нулевых, такого не было. Сейчас плотность миномётного огня раз в 100 выше, чем была тогда. Около этого мальчишки вчера "легло" четыре снаряда, он просто в рубашке родился, - говорит Чинякова.
Тем временем волонтёры разгрузили подарки, вся медицина отправится на один из СЭПов (сортировочно-эвакуационных пунктов) госпиталя Горловки на линии фронта. Там и упаковки физраствора, и медикаменты, и одежда, в которую парни могут переодеваться, пока лежат на больничных койках.
- Мы регулярно отвозим на передовую жгуты Эсмарха. За это время закупленные нами партии спасли не одну жизнь. Надо сказать, что производители за последний год серьёзно поработали над материалом, и жгуты стали эластичнее. Мы узнали это не из рекламных проспектов, а получили отзывы с передовой, - говорит Марина.
- Да-да, - кивает головой Светлана. - Я ваши жгуты раздавала от Рубежного до Мариуполя.
Для неё команда Репещук привезла тоже ценную вещь – маскировочную сеть. Такую же как для снайперов, только большего размера, способного укрыть "буханку".
Этого четырёхколёсного труженика Светлане и Владимиру подарила певица Ольга Кормухина. Она с первых дней СВО заняла единственно верную позицию – Zа наших! В своём телеграм-канале ещё в июле 2022-го опубликовала призыв:
"Фронту нужны машины. Особенно машины скорой помощи. Медчасти армии ДНР остро нуждаются в подходящем транспорте. Сейчас эти дыры латаются волонтёрами, которые штучно скупают в России подержанные буханки, хотя в каждом регионе гниют сотни списанных после обновления автопарка машин скорой помощи со всем оборудованием".
Поклонники перечислили деньги, а певица купила и предала в Горловку машину. На ней Светлана и Владимир, каждый раз рискуя жизнями, разыскивают в полях и лесах и транспортируют тела погибших бойцов.
- Они должны вернуться домой. Хотя бы так… Матери должны похоронить их, как полагается, чтобы было куда прийти и цветы принести, где поплакать, - Светлана с трудом подбирает слова. Её страница в соцсетях полна траурных картинок с горящими свечами. И только на этом моменте разговора начинаешь понимать, сколько мужества требуется этой обаятельной молодой женщине, чтобы улыбаться своей известной многим ослепительной (пожалуй, самой красивой на всём Донбассе) улыбкой.
"Думали, будет человек 10, а пришли 30"
Весть о том, что краснодарские волонтёры начали делать сети высокой укрывистости, быстро разлетелась по округе. И в "ГИ" обратились жительницы Горловки. Женщины попросили научить их этому мастерству. И уже через пару недель самые опытные плетуньи отправились на Донбасс. С собой взяли не только специальный материал спанбонд, но и необходимое оборудование. Разумеется, оставили горловчанкам, ведь их мужчины воюют и некому сделать ни станки, ни рамы.
- Нам рассказали, какие качественные сети вы делаете, двухслойные, плотные. Обычные, однослойные, дроны могут распознать. И по нашим парня сразу бьёт артиллерия, - говорят жительницы Горловки.
В назначенный день и час их пришло так много, что едва хватало место в помещении.
- Мы думали, будет человек 10, а пришло порядка 30, - удивляются краснодарки.
Полдня женщины обучали кроить, плести, навязать "паучки".
- Наша задача была – показать, как готовить ленты, каким способом нужно плести, чтобы сеть стала куполом для бойца или техники. Мы научили плести подшлемники и нашлемники. Рамы для этого тоже привезли и оставили женщинам, - отмечает Репещук.
Сделано в Краснодаре
Справедливости ради, надо сказать, что волонтёры "Гражданской инициативы" не ограничиваются изготовлением сетей. Хотя, безусловно, это то, на что идёт колоссальный запрос.
На поток поставлено сухое топливо.
- Мы брали опилки, парафин растапливали по определенной температуры, смешивали, заливали в формы, потом нарезали на брусочки размером со спичечный коробок, - рассказывает Репещук. – Бойцы берут этот небольшой компактный кусочек с собой. На одном таком кубике можно в любой момент можно разогреть литр чая или еду. Это своего рода мини-горелка, только тут не нужен фитиль.
Ещё нашлись умельцы, которые научились делать сухой душ.
Технология изготовления, впрочем, проста. Было бы желание, как говорят в офисе "ГИ". Достаточно купить специальное средство для ухода за лежачими больными. Этот раствор изначально создан для использования без воды. Им пропитывается кусочек материала - дорнита. Для использования бойцу достаточно налить на неё 50 мл воды, взбить пышную пену и обтереться. А затем вытереться полотенцем. Один кусочек дорнита с гелем заменяет полноценный прием душа. Средство хорошо удаляет грязь и машинное масло.
Но самая невероятная история связана со скобами – рифлёными, из арматуры, определённой толщины. Бойцы запросили их для сколачивания блиндажей.
Они должны были быть негладкие, рифлённые, определённой толщины. Но в продаже с такими параметрами не было, только тонкие и гладкие, явно неподходящие, потому что будут гнуться при забивании.
- Я объездила все металлобазы Краснодара, прошерстила интернет. Мне предложили сделать на заказ, поскольку в массовом производстве их нет, – 200 штук за 218 тысяч рублей. Тогда я стала искать просто по знакомым. Отозвался краснодарец Роман. У него была и мастерская, и инструменты, и материал. Он готов был предоставить кузню, и обучить, - рассказывает Анна. Она – второй водитель в нашей волонтёрский экспедиции.
Невероятная красавица, её скорее представишь в гламурной соцсети или в модном офисе, в упругой юбочке и капелькой Chanel Chance под мочкой уха, нежели за баранкой "ласточки", скачущей по бездорожью Донбасса.
- Ну примерно так и есть, - смеётся Аня. – Вообще-то я скрываю от начальства свои поездки, про эту общественную нагрузку вообще не рассказываю, не хочу проблем на работе, мало ли…
В итоге вместе с Аней в кузню приехали еще несколько парней-добровольцев. Девушка наравне с ними и ковала, и гнула скобы. Говорит, потом неделю рука болела.
В разговор вступает еще одна волонтёр, медсестра Светлана. Она тоже по своим каналам пыталась найти этот редкий заказ.
- Позвонила своим одноклассникам в Челябинскую область. Они нашли на одном из производств - 38 рублей за штуку. Договорились, упаковали и отправили. Но главное – уральцы не взяли с нас ни копейки, узнав, кому и для чего эти скобы нужны. Сами выкупили, сами оплатили доставку. Мне так и сказали: "Это наш вклад в Победу", - не без гордости за земляков рассказывает Светлана.
Аня тем временем, воодушевлённая тем, что при повторном запросе с фронта им будет куда обращаться, рассказывает истории из волонтёрской жизни. О том, как девчонки-добровольцы вывозили из зоны боевых действий собаку. Как в машину запрыгнула беременная кошка, а у девушек духу не хватило её выгнать. Пришлось везти с собой в Краснодар…
У женщин, с начала СВО выбравших своим оружием милосердие и отзывчивость, есть что рассказать миру. Просто им некогда, пока на повестке дня дела поважнее. Как кем-то было сказано, там, "за ленточкой", мужчина смотрит, кто стреляет, а женщина – в кого стреляют.
И потому бойцы, принимая очередную партию особых маскировочных сетей от "Гражданской инициативы", говорят в ответном благодарственном слове: "Мы живём благодаря вам".
Адресная помощь - самая лучшая. Помогаем до Победы вместе с "Гражданской инициативой".
Перечислить любую посильную сумму можно на карту 4276 3000 3346 6353 (Сбербанк, получатель: Михаил Юрьевич)
Официально
Ко второй половине 2023 года на всех уровнях очевидно - помощь от волонтёрских организаций идёт уже более чем существенная. Бойцам отвозят дорогостоящее медицинское оборудование, дизельные генераторы, тепловизеры, спутниковые антенны, квадрокоптеры, прицелы.
В декабре 2022 года на форуме всероссийской акции "МыВместе" президент России Владимир Путин отметил, что за прошедший год число волонтёров уже более 21 миллиона человек. Это порядка 15% от населения страны.
По данным статистики, в 2022 году жители России через общественные организации и группы в соцсетях собрали для военных, их семей и жителей новых регионов 12,5 тысячи тонн гуманитарной помощи. Плюс 4,4 млрд рублей - на закупку вещей для бойцов на передовой.