Когда-то давно репетиторы (само слово происходит от слова "повторять") занимались именно тем, что повторяли со школьниками неосвоенную теми по тем или иным причинам программу. Но это "преданья старины глубокой". Помощь в подготовке к вступительным экзаменам в ВУЗ тоже считалась именно репетиторской деятельностью, хотя фактически никакого повторения при этом не происходило, во многих случаях подготовка к экзаменам требовала знаний и умений за пределами школьной программы.
На эту статью меня подвигло недавно прочитанное высказывание одного непризнанного "гения педагогики", который подобным образом высказался про то, в чём он не смыслит (хотя, чем больше я про этого товарища слышу, тем больше у меня сомнений, что он вообще хоть в чём-то смыслит). Сам скрин не найду сейчас, но и точная цитата "гения" не так важна, как общий смысл этого, к сожалению, весьма распространённого заблуждения.
Сейчас массовое образование настолько ослабело, что любые коммерческие предложения находят спрос. Распространены частные школы, делающие то же самое, что и государственные, только за родительские деньги, появились уже и полностью онлайн-школы, действующие по тому же принципу. Репетиторами в наше время называют всех, кто занимается частным преподаванием, включая ту небольшую прослойку "настоящих" репетиторов в первоначальном смысле этого слова - тех, кто помогает разобраться с пропущенными или непонятыми в школе уроками, кто решает за детей с детьми домашнее задание. Эту (небольшую по численности) группу репетиторов ещё можно как-то называть "повторяшками", хотя по большому счёту они за деньги выполняют те функции, которые бесплатно выполняют многие родители - как няни, которые за плату берут на себя часть родительских функций. В этом нет ничего постыдного.
А уж когда "гений педагогики" берётся рассуждать о том, как эти "повторяшки" детей к экзаменам готовят, становится просто смешно. Думаю, многие мастера справятся запихать в ровесников "вундеркиндов", рождённых и обученных "гением", материала и на более приличные баллы - чтобы сдать и забыть, как и у многих более взрослых выпускников это бывает. Зачем? Вопрос не из этой статьи. Могут? Наверняка.
Существует немало репетиторов (некоторые в Дзене даже этим хвастаются), дающих школьникам алгоритмы для решения заданий экзамена вместо знаний и реальных навыков. Зачастую это объективное следствие того, что времени нет - обращение к репетитору за несколько месяцев, а то и недель, до экзамена и в ситуации полного отсутствия знаний требует, скажем так, методов уже немного неконвенционных. Правда, вопрос целевой функции остаётся.
Главным недостатком сложившейся системы ОГЭ/ЕГЭ является ошибочное мнение школьников и их родителей о том, результаты экзаменов ценны сами по себе. Сколько ребят сдали ЕГЭ и поступили в ВУЗ, где не смогли учиться из-за полного отсутствия знаний (увы, ЕГЭшные шаблоны, по крайней мере в математике, на первом курсе технического ВУЗа абсолютно бесполезны) и уже после первой, максимум - второй, сессии благополучно вылетели? Кто-то может не вылететь, только потому что ВУЗы всеми правдами и неправдами борются за поголовье студентов, но это уже другая история.
Как и "гений педагогики", многие родители считают, что успешно сданный экзамен или поступление в ВУЗ это самоценно. Но опытный преподаватель даёт гораздо больше, чем просто баллы на экзамене - настоящие знания, которые могли бы давать учителя в школе, позволяет сформировать нейронные связи в мозгу. И да, нет ничего дурного в том, что мы хотим получать за это достойную оплату. Просто кто-то не понимает этого. Но это не наши проблемы.