Хуже нет, чем ждать и догонять, гласит народная мудрость. А США столкнулись и с тем, и с другим. Сначала они почивали на лаврах и ожидали, что мир покорится их военной мощи. Теперь же вынуждены догонять стратегических противников, которые уже обзавелись гиперзвуковым оружием. Получается настолько из рук вон плохо, что аналитик Дэвид Нельсон из издания «Fox Business» опубликовал по этому поводу критикующую статью.
Поводом для возмущения Нельсона стало то, что прессу заставили ждать полторы недели после эксперимента с запуском прототипа гиперзвуковой системы ARRW 12 октября. А потом американские военные развели лапками и заявили, что не видят смысла обсуждать его результаты. Они не сказали вообще ничего конкретного, из чего Нельсон сделал вывод, что все очень плохо. Или с ARRW, или с гиперзвуком в США в целом. Но главное – причастные лица не знают, что делать.
Для понимания, у гиперзвука немало технических воплощений. Гиперзвуковой прямоточный воздушно-ракетный двигатель (ГПВРД) считает вершиной достижения в этой области, но все разработки по нему засекречены. Даже на «Кинжале» стоит что-то другое, из-за чего постоянно идут споры. Но достичь гиперзвука можно и в пикировании, для чего на нужную высоту боевой блок выводит обычная баллистическая ракета. Такие уже стоят на вооружение у Китая, и даже Северная Корея их для себя смастерила. А у США беда-беда.
Причем главная беда не в самой технологии, а в тотальном дефиците времени и средств. Американцы из-за спешки совершают много ошибок и не могут определиться, куда двигаться. Та же ARRW представляет собой огромную ракету, которую поднять на высоту старта может только самолет с грузоподъемностью бомбардировщика. Но, по слухам, у них еще есть проект HACM – компактная гиперзвуковая ракета. Только информации о ней найти не получится.
Не исключено, что американские инженеры давно научились разгонять ракеты до гиперзвука, но не могут справиться с навигацией и управлением ими на таких скоростях. Потому что для этого нужны уникальные познания в термодинамике, газодинамике, плазменных технологиях, создании особых композитных материалов. А инженерная и научная школа в США, как известно, давно деградировали, так как большинство насущных проблем решались при помощи денег. Утрата компетенций, в том числе и в управлении – вот в чем проблема американского ВПК, сетует аналитик Дэвид Нельсон.